Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 августа 2011 г. N 13122
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей Быханова А.В. и
при секретаре
Тарасовой И.В.
Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании от 29 августа 2011 года дело N 2-579/11 по кассационной жалобе на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2011 года по иску Похоруковой О.Н. к ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ Управление Ленинградского военного округа об обязании выдать государственный жилищный сертификат, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения представителя Похоруковой О.Н. по доверенности от "<...>" года сроком на 3 года и по ордеру N "<...>" от "<...>" года - адвоката ФИО1, судебная коллегия городского суда
установила:
Похорукова О.Н. обратилась в Пресненский районный суд города Москвы с иском к Министерству обороны РФ об обязании оформить и выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ей предоставлена по договору социального найма квартира в закрытом военном городке Саперное, где проживает более 36 лет, на основании Постановления Правительства имеет право на получение жилищного сертификата с "<...>" года, однако до настоящего времени указанный сертификат ей не выдан, и она не может получить ответа, какой у неё номер очереди и когда она может реализовать свои права на жилье.
Впоследствии истица уточнила свои требования, привлекла в качестве ответчика в/ч "<...>", а также заявила требование о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда (л.д.100), затем предъявила требования также и к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Северо-Западному КЭУ (л.д.120), затем заявила ходатайство о замене ответчиков, предъявила требования к в/ч "<...>", ФГУ Ленинградский военный округ, ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ и ходатайствовала о направлении дела в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга (л.д.149).
Определением Пресненского районного суда города Москвы от 24.11.2010 года гражданское дело передано в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга по месту нахождения вновь заявленных ответчиков (л.д.154).
В судебном заседании "<...>" года истица вновь уточнила исковые требования и в окончательном варианте просит суд обязать ФГУ Западное региональное Управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ выдать государственный жилищный сертификат; взыскать с ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГУ Управление Ленинградского военного округа солидарно компенсацию морального вреда в сумме "<...>" руб., взыскать с ответчиков солидарно судебные издержки на оплату услуг представителя в сумме "<...>" руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме "<...>" руб.
Решением Дзержинского районного суда от 12 мая 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Похорукова О.Н. просит отменить решение суда, считая решение незаконным, основанным на неправильном толковании закона, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований к отмене либо к изменению решения суда.
Как установлено материалами дела, Похоруковой О.Н. на основании ордера N "<...>" от "<...>" года, выданного КЭЧ Приозерского района, предоставлена однокомнатная квартира "<...>" (л.д.56), указанное поселение включено в перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Решением жилищной комиссии гарнизона в "<...>" году Похорукова О.Н. включена в списки кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по Приозерской КЭЧ района (номер очереди "<...>"), в списках за "<...>" года номер очереди "<...>" (л.д. 132-137). Сведений о том, что Похорукова О.Н. исключена из указанных списков, истцом не представлено и судом не добыто.
Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 года N 700 (ред. от 30.12.2005) "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" имеют право на получение государственных жилищных сертификатов.
Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" издан Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215 "Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан -получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов".
Согласно пункта 2 Приказа N 215 формирование списков получателей сертификатов и выдача сертификатов осуществляются по месту учета граждан - участников подпрограммы.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
В соответствии с разделом 3 Приказа N 215 (Порядок оформления и выдачи сертификатов):
23. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО) обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 года N 1256).
24. Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ДЖО МО (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 года N 1256).
Указанные списки являются основанием для расчета размера субсидии и оформления сертификатов. В случае необходимости изменения указанного в сводном списке получателей сертификатов по Министерству обороны размера субсидии для гражданина - участника подпрограммы ДЖО МО уведомляет об этом Управление по реализации жилищных программ (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 года N 1256).
25. Реестр выданных Министерством обороны сертификатов (далее именуется - реестр выданных сертификатов) ведет ДЖО МО, которое в установленном Правилами порядке представляет государственному заказчику подпрограммы выписки из него, перечни незаполненных бланков сертификатов и акты на уничтожение испорченных бланков сертификатов (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 года N 1256).
26. ДЖО МО в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС) (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2010 года N 1256).
Приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года N 215, которым утвержден указанный Порядок, прошел государственную регистрацию, издан в пределах компетенции этого должностного лица и во исполнение постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, а содержание абзаца 1 и абзаца 3 пункта 4 Порядка, согласно которым, формирование списка таких лиц осуществляется в той хронологической последовательности, в которой они поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, полностью соответствуют действующему законодательству и в противоречии с какими-либо нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не находится.
Из приведенных положений следует, что в соответствии существующей в настоящее время регламентацией вопросами учета и распределения жилья вменено заниматься не органам военного управления по местам службы, а центральному уполномоченному органу Министерства обороны в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, при этом структурным подразделениям в данном случае Западное региональное управление департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ) отведена роль исполнителя технической обработки поступающей информации, подготовки и переадресации документов для принятия решений непосредственно уполномоченным органом.
Данные обстоятельства подтверждаются положениями Устава ФГУ Западное региональное Управление жилищного обеспечения (раздел 2 пункт 14), согласно которым Управление представляет в ДЖО МО РФ заявки на получение сертификатов, формирует и представляет в ДЖО МО РФ списки и учетные дела получателей жилищных сертификатов, а также осуществляет выдачу получаемых из ДЖО МО РФ сертификатов их владельцам.
Принимая во внимание, что согласно приведенным нормативным документам, сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии, сертификаты выпускаются в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов, ежегодно разрабатываемым государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и утверждаемым Правительством Российской Федерации, обязанность по оформлению сертификата для конкретного лица возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, Похорукова О.Н. включена в сводный список кандидатов на получение жилищного сертификата, суд пришел к верному выводу, что у ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения отсутствуют полномочия по оформлению сертификатов, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований об обязании ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения выдать государственный сертификат.
Также следует признать правильным вывод суда об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда лицом, не являющимся причинителем вреда, может быть возложена законом.
Как усматривается из материалов дела, отсутствуют основания для возложения ответственности за длительное необеспечение истицы жилищным сертификатом на ФГУ Западное региональное управление жилищного обеспечения, поскольку указанный орган не участвует в принятии решения в отношении выдачи сертификата конкретному гражданину.
Согласно Положению о ФБУ Управление Ленинградского военного округа создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера, данное учреждение никаких функций, связанных с выдачей жилищных сертификатов не осуществляет, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств, в процессе распределения сертификатов, данное лицо не участвует.
Принимая во внимание, что истицей не представлено, а судом не добыто доказательств причинения ей именно данными ответчиками физических или нравственных страданий, суд правильно оставил исковые требования о компенсации морального вреда без удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным документам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2011 г. N 13122
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)