Определение Ленинградского областного суда
от 15 сентября 2011 г. N 33-4630/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Логовеевой Е.Г.
судей Навиковской А.А. и Нестеровой М.В.
при секретаре Первышиной Ю.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области - Германюк Т.А. на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Логовеевой Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Романова О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что 21 августа 1981 года матери истца ФИО1 в связи с работой была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес> Указанная квартира была предоставлена Федоровой З.А. на основании решения Исполкома <данные изъяты> городского Совета депутатов трудящихся N от 22 июля 1981 года и служебного ордера N от 21 августа 1981 года. Мать истца и члены ее семьи были зарегистрированы в спорной квартире с 28 августа 1981 года. Отец и брат истца сняты с регистрационного учета в связи со смертью, истец и ее мать Федорова З.А. зарегистрированы и постоянно проживают в спорной квартире до настоящего времени. 30 мая 2011 г. истец обратилась в администрацию муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области с заявлением о бесплатной передаче в собственность (приватизации) занимаемого ею жилого помещения. 14 июня 2011 г. ответчиком истцу в приватизации спорного жилого помещения было отказано со ссылкой на ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и ст. 13 "Положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Ленинградской области", где указан перечень жилых помещений, приватизация которых на общих основаниях запрещена. Запрет на приватизацию распространяется на служебные жилые помещения.
Истец считает отказ незаконным и необоснованным.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2011 года исковые требования Романовой О.В. удовлетворены.
За Романовой О.В., признано право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся на <данные изъяты> этаже пятиэтажного дома, 1974 года постройки.
В кассационной жалобе представитель ответчика - Германюк Т.А. просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указала, что суд, вынося решение, тем самым лишил собственника - администрацию МО <данные изъяты> права владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом, чем нарушил требования ст. 9 ГК РФ.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 23.12.1992 года N 4199-1, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации и п. 9 Положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 июня 1994 года N 157 (ред. от 04.10.2007) (далее - Положение о приватизации) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.06.1994 N 157 утверждено Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Ленинградской области.
В соответствии с п. 14 указанного выше Положения (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 04 октября 2007 года N 246) приватизация служебных жилых помещений, в том числе отдельных квартир, а также коммунальных квартир, в которых имеются комнаты, заселенные по служебным ордерам, осуществляется в случае, если семья (наниматель) проживает в служебном жилом помещении не менее десяти лет, а также в других случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из смысла изложенного следует, что субъект Российской Федерации указанным Положением разрешил приватизацию служебных жилых помещений, но при условии, если семья (наниматель) проживает в таком жилом помещении не менее 10 лет.
Решением Совета депутатов МО <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области N от 29 января 2009 г. утверждено "Положение о бесплатной приватизации муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области".
Согласно п. 15 "Положения о бесплатной приватизации муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования город <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области" администрация МО <данные изъяты>, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждения и казанные предприятия, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Приватизация служебных жилых помещений, в том числе отдельных квартир, а также коммунальных квартир, в которых имеются комнаты, заселенные по служебным ордерам, осуществляется в случае, если семья (наниматель) проживает в служебном жилом помещении не менее 10 лет, а также в других случаях, предусмотренных пунктом 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда семья (наниматель) не подлежит выселению без предоставления другой жилой площади.
Удовлетворяя требования, суд правильно установил обстоятельства имеющие значение для дела, а именно: что истец как член семьи Федоровой З.А. (дочь) приобрела равные с нанимателем Федоровой З.А. права и обязанности по владению, пользованию спорной квартирой. При этом, Федорова З.А., отработавшая в системе жилищного хозяйства с 28 мая 1973 г. по 10 сентября 1987 года (более 14 лет), с учетом вышеуказанных норм жилищного законодательства, действующих до 01 марта 2005 года, не могла быть выселена из спорной квартиры.
Администрация с требованиями к Федоровой З.А. и Романовой О.В. о выселении без предоставления либо о выселении с предоставлением другого жилого помещения в соответствии с нормами действующего законодательства не обращалась. Истец проживает в спорном жилом помещении более 29 лет.
Дав оценку приведенным выше обстоятельствам и положениям закона, суд пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, обоснованно указав, что жилищные правоотношения являются длящимися и истец была вселена в спорное жилое помещение своей матерью как член семьи (дочь) в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
При рассмотрении дела не установлены обстоятельства, которые препятствуют приватизации спорного жилого помещения истцом.
Судом учтено, что какого-либо жилья по договору социального найма, ни жилого помещения на праве собственности Федорова З.А. и члены ее семьи не имели и не имеют.
Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы и соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 15 сентября 2011 г. N 33-4630/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)