Определение Ленинградского областного суда
от 24 февраля 2011 г. N 33-963
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Кошелевой И.Л.
Судей Нестеровой М.В., Свирской О.Д.
При секретаре Швецовой Ю.Ю.
С участием прокурора Гавриловой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 28 января 2011 года, которым с МУЗ "Центральная районная больница" взыскано в пользу законного представителя Соловьеву К.В. - Соловьевой М.Ю. - расходы по приобретению лекарственного препарата "Топамаск" в сумме <данные изъяты> рублей.
МУЗ "Центральная районная больница" обязана обеспечивать Соловьеву К.В. бесплатно лекарственным препаратом "Топамакс" в течение всего срока, необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии.
С МУЗ "Центральная районная больница" взыскана госпошлина в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
Заслушав доклад судьи областного суда Ленинградской области Нестеровой М.В., заключение прокурора Прокуратуры Ленинградской области Гавриловой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Киришский городской прокурор, действуя в пределах п. 1 ст. 45 ГПК РФ в интересах Соловьевой К.В., 29.05.2000 г. рождения и ее законного представителя - матери Соловьевой М.Ю., обратился в суд с иском к МУЗ "Центральная районная больница" о возмещении расходов по приобретению лекарственных средств и об обязании бесплатного обеспечения лекарственными средствами по рецептам врача. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Соловьева К.В. с 2007 г. является инвалидом и страдает заболеванием, в связи с которым ей необходимо лечение препаратом "Топомакс", который входит в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.04.2005 г. N 312, включен в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 г. N 665 и который в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 г. N 178 "О государственной социальной помощи" и ст. 13 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в РФ", несовершеннолетняя вправе получать в аптечном учреждении ответчика по рецептам врача бесплатно. Соловьевой К.В. на указанный препарат были выписаны рецепты, по обращении по которым в аптечное учреждение ответчика Соловьевой М.Ю. данный препарат без законных оснований бесплатно предоставлен не был, а на 2010 г. ответчик вообще не включил "Топомакс" в заявку на обеспечение лекарственными средствами льготных категорий населения, в результате чего Соловьева М.Ю. была вынуждена была приобретать его самостоятельно.
С учетом изложенного прокурор просит взыскать с ответчика понесенные Соловьевой М.Ю. в интересах лечения дочери расходы в общей сумме <данные изъяты> рублей и обязать МУЗ "Центральная районная больница" обеспечивать Соловьеву К.В. бесплатно указанным лекарственным препаратом в течение всего срока, необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии.
В судебном заседании прокурор, и истица Соловьева М.Ю. требования поддержали и просили удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель МУЗ "Центральная районная больница" требования не признал.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от28 января 2011 г. с МУЗ "Центральная районная больница" взыскано в пользу законного представителя Соловьеву К.В. - Соловьевой М.Ю. - расходы по приобретению лекарственного препарата "Топамаск" в сумме <данные изъяты> рублей.
МУЗ "Центральная районная больница" обязана обеспечивать Соловьеву К.В. бесплатно лекарственным препаратом "Топамакс" в течение всего срока, необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии.
С МУЗ "Центральная районная больница" взыскана госпошлина в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.
В кассационной жалобе представитель МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши просит решение отменить. Податель жалобы указывает, что в 2010 г. из средств федерального бюджета было выделено меньшее количество денежных средств, по сравнению с тем количеством, которые были указаны в заявке. С учетом указанных обстоятельств МУЗ ЦРБ не имело возможности получить лекарственные средства в зависимости от фактической потребности, так как заявки на получение денежных средств утверждаются только в пределах выделенной финансовой квоты. С учетом выделенной финансовой квоты МУЗ ЦРБ в первую очередь обеспечивало лекарственными средствами пациентов, страдающих заболеваниями, при которых без специфической систематической терапии летальный исход наступает в короткие сроки. По указанным обстоятельствам не была подана заявка на препарат "Топомакс" на 2010 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
При этом ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.
В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
Судом установлено, что в 2009 г. уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области - Комитетом по здравоохранению государственные контракты N 114 от 15.05.2009 г. и N 409 от 16.09.2009 г. заключались с ООО "БСС". Согласно спецификации к контракту N 409, предусматривалась поставка препарата "Топамакс" для Киришского района по утвержденной заявке в общем количестве 10 упаковок и по товарным накладным в сентябре и октябре 2009 г. Киришской ЦРБ в указанном количестве "Топамакс" был поставлен.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что 10.07.2009 г. Соловьевой К.В. по рецепту N бы выписан препарат "Топамакс" в количестве 28 таблеток, по обращению в аптеку указанный препарат был отпущен.
Также установлено, что 12 ноября 2009 г. Соловьевой К.В. по рецепту N был выписан препарат "Топамакс" в количестве 100 таблеток. В реестре отпуска по льготным рецептам за ноябрь 2009 г. данный рецепт включен не был. На отсроченное обслуживание указанный рецепт аптечным учреждением ответчика не принимался, о чем свидетельствует отсутствие заявки в ООО "БСС".
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что журнал "неудовлетворенного спроса" за указанный период ответчиком утрачен. С учетом изложенного, суд правильно отклонил довод ответчика о том, что Соловьева М.Ю. с данным рецептом в аптечное учреждение не обращалась вообще.
Заявка МУЗ ЦРБ о постановке на отсроченное обслуживание направлено поставщику только по рецепту N от 07.12.2009 г. в день выписки рецепта, и по указанному рецепту препарат ООО "БСС" был отпущен 16.12.2009 г.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что ООО "БСС" в полном объеме выполнило принятые на себя обязательства, в то время как МУЗ "ЦРБ" в нарушение вышеуказанного порядка не организовало отсроченное обслуживание Соловьевой К.В. лекарственным препаратом "Топамакс" по рецепту N от 12.11.2009 г. и Соловьева М.Ю. ( как законный представитель несовершеннолетней Соловьевой К.В.) 16.11.2009 г. вынуждена была приобрести данный препарат самостоятельно в количестве 4 упаковок по 28 таблеток в каждой, на что было израсходовано <данные изъяты> рублей.
Из материалов дела следует, что в 2010 г. Соловьевой К.В. по рецептам N от 25.02.2010 г., N от 15.03.2010 г., N от 26.04.2010 г. было выписано по 84 таблетки ( то есть по 3 упаковки по 28 таблеток в каждой) препарата "Топамакс". При этом представитель ответчика не отрицал факта того, что Соловьева М.Ю. обращалась в аптечное учреждение МУЗ ЦРБ для получения указанного препарата. При этом Соловьева К.В. не была обеспечена данным препаратом по указанным рецептам, ввиду того, что ответчиком не была оформлена заявка в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что исходя из целесообразности и ограниченности финансирования препарат "Топамакс" включен не был и заявлены на 2010 г. были только препараты инсулина.
31.03.2010 г. ответчиком на основе государственного контракта N от 31.03.2010 г. с ЛОГП "Ленфарм" был заключен договор N на выполнение работ по обеспечению населения лекарствами, отпускаемыми по рецептам врача бесплатно.
В соответствии с п. 3.1 договора, лекарственные средства поставляются в соответствии с утвержденной заявкой муниципального района, а также на основании разнарядки Комитета по здравоохранению Ленинградской области.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора в интересах несовершеннолетней Соловьевой К.В. в части взыскания с ответчика расходов по приобретению лекарственного препарата "Топамакс", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ЛОГП "Ленфарм" принятые на себя обязательства выполнило надлежащим образом. В то время как МУЗ ЦРБ не заявила к поставке препарат на 2010 год и не организовало отсроченное обслуживание по рецептам N и N, что привело к нарушению прав несовершеннолетней Соловьевой К.В. на бесплатное обслуживание препаратом "Топамакс".
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда в части взыскания с МУЗ ЦРБ в пользу Соловьевой М.Ю. расходов по приобретению лекарственного препарата, считает их правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что ответственность за не поставку лекарственного препарата "Топамакс" должны нести ООО "БСС" и ЛОГП "Ленфарм" является несостоятельной по тем основаниям, что МУЗ ЦРБ в установленном порядке не поставило на отсроченное обслуживание рецепт врача на бесплатное приобретение препарата, а также не сделала заявку на поставку препарата на 2010 год.
Не нашли подтверждения и иные доводы, указанные в кассационной жалобе. Они приводились в обоснование возражений на предъявленные исковые требования и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку, не опровергают правильность выводов суда.
Однако, судебная коллегия находит не обоснованным решение суда в части удовлетворения требований истца об обязании МУЗ "Центральная районная больница" обеспечивать Соловьеву К.В. бесплатно лекарственным препаратом "Топамакс" в течение всего срока, необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии, поскольку в обязанности суда входит восстановление нарушенного права на момент рассмотрения дела, а не на будущее, тем более, что не имеется оснований считать, что в будущем указанное право будет нарушено.
Руководствуясь ст.ст.361, 362, 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Киришского городского суда Ленинградской области от 28 января 2011 года в части обязания МУП "Центральная районная больница" обеспечить бесплатно Соловьеву К.В. лекарственным препаратом "Топамакс" в течение всего срока, необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии отменить, вынести по делу в этой части новое решение.
В иске Киришскому городскому прокурору в интересах несовершеннолетней Соловьеву К.В. к МУЗ "Центральная районная больница" об обязании обеспечить Соловьеву К.В. бесплатно лекарственным препаратом "Топомакс" в течение всего срока необходимого для лечения симптоматической генерализованной эпилепсии отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МУЗ "Центральная районная больница" г. Кириши - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 24 февраля 2011 г. N 33-963
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)