Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 ноября 2011 г. N 33-16783/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Зарочинцевой Е.В.
судей
Параевой В.С., Кутыева О.О.
при секретаре
Байбаковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3055/11 по кассационной жалобе Закрытого акционерного общества "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" /до изменения наименования Закрытое акционерное общество "Четвертая стивидорная компания"/ на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 сентября 2011 года по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу "Четвертая стивидорная компания" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения представителя ответчика - Лаврик М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения помощника прокурора транспортной прокуратуры Санкт-Петербурга - Савелкина А.С., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
Санкт-Петербургский транспортный прокурор обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ЗАО "Четвертая стивидорная компания", уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать ответчика создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, согласно квоте и представлять ежемесячно в ГУ "Центр занятости населения" Кировского района Санкт-Петербурга сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников предприятия с учетом изменений численности работников.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26.09.2011 года требования Санкт-Петербургского транспортного прокурора удовлетворены.
Суд обязал ЗАО "Четвертая стивидорная компания" создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов, согласно квоте и представлять ежемесячно в ГУ "Центр занятости населения" Кировского района Санкт-Петербурга сведения о выполнении установленной квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников предприятия с учетом изменений численности работников.
В кассационной жалобе ЗАО "Четвертая стивидорная компания" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В заседание судебной коллегии представлены документы о том, что 18.10.2011 года произведено изменение наименования ответчика ЗАО "Четвертая стивидорная компания" на ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", что подтверждается извлечением из Устава, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.10.2011 года N..., свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии ....
Представитель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии не явился, о дне рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще извещен, направил в суд заявление о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, в котором просил оставить обжалуемое решение без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, выступление прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации было установлено, что ответчиком не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме.
Согласно ст. 21 вышеуказанного ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 года N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников.
Судом первой инстанции установлено и не опровергается материалами дела, что по состоянию на 01.04.2011 года среднесписочная численность работников в организации ответчика составляет 416 человек, в настоящее время на предприятии ответчика работают 3 инвалида, однако при указанной численности работников квота для приема инвалидов составляет 10 рабочих мест.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 37 Конституции Российской Федерации о свободе труда и праве гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об обеспечении занятости инвалидов, ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 года N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", предусматривающей, что для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что ответчиком неверно заполняется установленная форма отчета о наличии вакантных рабочих мест, вследствие чего информация, предоставляемая ответчиком в органы службы занятости, не поступает в необходимом объеме.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком положений вышеуказанных законов, таким образом, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ни суду первой, ни кассационной инстанций не представлено доказательств того, что с учетом специфики предприятия и недостаточности рабочих площадей невозможно создать или выделить рабочие места для инвалидов.
Судом первой инстанции обоснованно не принята во внимание ссылка ответчика на то, что по всем имеющимся профессиям и должностям на предприятии имеются вредные и опасные производственные факторы, в связи с чем условия работы на предприятии не позволяют принимать на работу инвалидов, поскольку положениями Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежность работодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения указанного федерального закона противоречат нормам трудового права, закрепленным в ТК РФ, а именно в данном случае должны применяться нормы ТК РФ с учетом положений п. 4.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Трудовым законодательством РФ предусмотрено, а именно ст. 224 ТК РФ создание работодателем для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
Для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах устанавливаемой квоты.
В нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, а судом не добыто доказательств наличия на предприятии вредных и опасных производственных факторов, предусмотренных положениями п. 4.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" для всех профессий и должностей, занимаемых работниками в организации ответчика.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ответчиком не доказана невозможность приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты и создания или выделения им соответствующих рабочих мест.
Иные доводы кассационной жалобы в пределах действия ст.ст. 362-364 ГПК РФ не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" /до изменения наименования Закрытое акционерное общество "Четвертая стивидорная компания"/ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 ноября 2011 г. N 33-16783/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)