Определение Ленинградского областного суда
от 10 марта 2011 г. N 33-1259/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозова Н.А.,
судей: Логовеевой Е.Г., Насиковской А.А.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Первышиной Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе главы администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 3 февраля 2011 года, которым были удовлетворены исковые требования Сланцевского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., заключение прокурора Гавриловой Е.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Сланцевский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в котором после уточнения просил обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения по переулку <адрес> в срок до 01 декабря 2011 года.
В обоснование исковых требований, ссылаясь на ст. 2, 4, 7 Областного Закона от 8 июля 1997 года N 28-03 "Об автомобильных дорогах Ленинградской области", п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования выявлено, что по указанной автодороге не произведена паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно.
Представитель ответчика Ададуров Ю.А. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что иск не обоснован по праву, обязанность проведения паспортизации дорог из упомянутых прокурором норм законодательства не следует, сам порядок ведения учета и составления паспортов не установлен, в полномочия местного органа не входит эта функция.
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 03 февраля 2011 года исковые требования Сланцевского городского прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация МО Сланцевское городское поселение просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным. Указывает, что общее руководство техническим учетом дорог и их паспортизацией должны осуществлять дорожные управления, органы местного самоуправления не наделены полномочиями ведения государственного учета. В ФЗ РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ отсутствует такое понятие как "технический паспорт автомобильной дороги", не определен орган, который должен его изготовить, порядок его ведения и куда он должен предоставляться в рамках государственного учета. Кроме того, паспортизация дорог никак не может повлиять на их безопасность.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п/п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 12).
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что дорога расположена в границах населенного пункта муниципального образования Сланцевское городское поселение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Доводам ответчика о том, что паспортизация автомобильных дорог проводится дорожным органом, а не администрацией, и истцом не доказан тот факт, что отсутствие паспортов нарушает права неопределенного круга лиц, суд дал надлежащую оценку, которую судебная коллегия считает правильной.
Согласно п. 5.3.4., п. 5.4.7. "Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.
Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 03 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 10 марта 2011 г. N 33-1259/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)