Определение Ленинградского областного суда
от 3 марта 2011 г. N 33-1154/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Логовеевой Е.Г., Насиковской А.А.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Швецовой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению Сланцевского городского прокурора на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 27 января 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А.,объяснения прокурора Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором после его уточнения просил признать часть 1 ст. 45 Устава муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области не соответствующей закону, обязать Совет депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области внести в Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области изменения, предусмотренные п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Устав муниципального образования Сланцевское городское поселение не содержит в себе все предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Такое основание досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с ч. 5 ст. 35 Федеральным законом N 131-ФЗ, было внесено в Федеральный закон N 131-ФЗ Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ. Однако указанные изменения законодательства Советом депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение не внесены в Устав МО Сланцевское городское поселение, что может привести к нарушению прав и иных законных интересов граждан Сланцевского городского поселения на выборы, а также к возникновению конфликта интересов.
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 27 января 2011 года Сланцевскому городскому прокурору в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном представлении Сланцевский городской прокурор просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что устав муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принят решением Совета депутатов Сланцевского городского поселения от <дата> года N. <дата> года устав зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу.
Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, такого как изменение порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона (п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 35 ФЗ N 131 представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
В свою очередь, часть 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает, что представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района (абз. 2 ч. 5 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
Формирование представительного органа поселения производится в порядке, установленном частью 2 ст. 35 вышеуказанного закона, согласно которой представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Судом первой инстанции установлено, представительный орган Сланцевского муниципального района сформирован по п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ и состоит из <...> глав - глав всех поселений, входящих в состав Сланцевского муниципального района, и <...> человек - депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава - по два депутата от каждого поселения.
В соответствии со ст. 43 Устава Сланцевского городского поселения глава поселения избирается депутатами Совета депутатов из своего состава. Полномочия главы поселения начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании и прекращаются с момента истечения сроков его полномочий как депутата Совета депутатов. Основания досрочного прекращения полномочий главы городского поселения предусмотрены ст. 45 Устава и ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что основание досрочного прекращения полномочий, установленное п. 11.1 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, не может быть применимо к главе поселения.
По смыслу п. 11.1 ч. 6 ст. 36 ФЗ N 131 досрочному прекращению подлежат полномочия именно главы муниципального района, поскольку в данном пункте идет отсылка именно к ч. 5 ст. 35 данного закона о способе формирования представительного органа муниципального района, а не поселения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как основанными на системном анализе правовых норм п. 11.1 ч. 6 ст. 36 и ч. 5 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ.
Доводы кассационного представления не могут быть положены в основу отмены судебного решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, прокурором не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, либо угрозы возникновения таких нарушений в будущем, а, следовательно, не имеется предмета судебной защиты.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 27 января 2011 года оставить без изменения, кассационное представление Сланцевского городского прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 3 марта 2011 г. N 33-1154/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)