Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 ноября 2011 г. N 33-16529
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Белисовой О.В.
судей Чуфистова И.В. и Вашкиной Л.И.
при секретаре Сперанской С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3750/11 по кассационной жалобе Жилищно-строительного кооператива на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2011 года по заявлению Шелехова С.В. об обязании Жилищно-строительного кооператива N 103 предоставить возможность для копирования документов.
Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения представителя ЖСК N 103 Гордон Е.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Шелехов С.В., являясь членом ЖСК N 103 (далее - ЖСК), обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать ЖСК предоставить доступ к информации, а именно к отчету правления ЖСК по итогам работы в 2010 году, отчету ревизионной комиссии за 2010 год, акту ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности правления ЖСК по итогам работы в 2010 году в целях из копирования.
В обоснование заявленных требований Шелехов С.В. ссылался на то обстоятельство, что председателем ЖСК ему было отказано в ознакомлении с отчетом правления ЖСК по итогам работы в 2010 году, отчетом ревизионной комиссии за 2010 год, актом ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности правления ЖСК по итогам работы в 2010 году, со ссылкой на то обстоятельство, что указанные материалы будут оглашены и предоставлены для ознакомления на повторном общем собрании членов ЖСК. Данный отказ Шелехов С.В. полагал незаконным, нарушающим его право на ознакомление с информацией о деятельности кооператива.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2011 года требования Шелехова С.В. удовлетворены частично.
На ЖСК N 103 возложена обязанность предоставить Шелехову С.В. возможность для копирования акта ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности правления ЖСК N 103 за 2010 год. В остальной части требований Шелехову С.В. отказано.
Председатель правления ЖСК с решением суда в части удовлетворения требований Шелехова С.В. об обязании ЖСК предоставить для копирования акт ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности правления ЖСК за 2010 год не согласен и в кассационной жалобе просит решение суда в указанной части отменить, производство по делу прекратить.
Кассационная жалоба Шелехова С.В. определением суда от 16 августа 2011 года возращена по основаниям п. 2 ст. 342 ГПК РФ. Определение истцом не обжаловано и вступило в законную силу.
В материалах дела имеется ходатайство Шелехова С.В. об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью похождения им медицинского обследования 7 ноября 2011 года в 13 час. ("...") и в 14-30 час. Судебная коллегия находит данное ходатайство подлежащим отклонению, с учетом времени (10-00 час.) и места судебного разбирательства. Кроме того, в силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Поскольку в части отказа Шелехову С.В. в удовлетворении требований об обязании ЖСК предоставить возможность для копирования отчета правления ЖСК по итогам работы в 2010 году, отчета ревизионной комиссии за 2010 год, решение суда сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае кассационная инстанция связана доводами жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст.ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Разрешая заявленные Шелеховым С.В. требования в части предоставления возможности для копирования акта ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности правления ЖСК за 2010 год, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ст. 2, п.п. 1, 6 ст. 3, п. 1 ст. 8 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", оценив представленные письменные доказательства, установив, что ответом председателя ЖСК заявителю созданы препятствия в осуществлении его прав на информацию, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения указанных требований.
Из материалов дела следует, что Шелехов С.В. является членом ЖСК.
25 апреля 2011 года Шелехов С.В. обратился с заявлением о предоставлении ему возможности ознакомиться с материалами общего собрания членов ЖСК, в частности с актом ревизионной комиссии (л.д. 6).
В ответ на указанное письменное заявление председателем правления ЖСК 22.05.2011 года Шелехову С.В. дан ответ, из которого усматривается, что отчет правления ЖСК и отчет ревизионной комиссии, а также акт ревизионной комиссии будут оглашены и предоставлены для ознакомления на повторном общем собрании членов ЖСК, с протоколом N 1 от 23.04.2011 года Шелехов С.В. может ознакомиться в правлении ЖСК в часы приема (л.д. 7).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закона), правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно на основании п. 8 ст. 8 данного Закона.
Согласно ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.
В силу ст. 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива является общее собрание членов жилищного кооператива.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 45 ЖК РФ в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны, в частности порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Согласно ч. 1 ст. 120 ЖК РФ для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией) избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года.
Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива, в частности представляет общему собранию членов кооператива (конференции) заключение о бюджете жилищного кооператива, годовом отчете и размерах обязательных платежей и взносов (ч. 3 ст. 120 ЖК РФ).
Исходя из положений ч. 10 ст. 161 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ, в частности к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. б ч. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (ред. от 10.06.2011) управляющая организация обязана раскрывать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления).
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (ч. 4).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Принимая во внимание, что члены кооператива имеют право получать информацию от органов управления и органов контроля общества об их деятельности, при этом Шелехов С.В. вправе знакомиться с материалами, в частности, с актом ревизионной комиссии, который будет представлен на общем собрании членов кооператива, и до его проведения, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Шелехова С.В. об обязании ЖСК предоставить возможность копирования акта ревизионной комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности следует полагать законным и обоснованным при том, что он основан на доказательствах, представленных при разрешении спора, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы председателя правления ЖСК не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании положений материального права, повлекшем неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также сводятся к изложению обстоятельств, правового значения для дела не имеющих, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела. Суд первой инстанции рассмотрел заявление Шелехова С.В. в пределах заявленных требований, по существу, в рамках искового производства. Правильное по существу решение не может быть отменено по формальным основаниям.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2011 г. N 33-16529
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)