Определение Ленинградского областного суда
от 23 ноября 2011 г. N 33-5707/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Нестеровой М.В., Эдвардс А.А.
при секретаре Колесник А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по дело по кассационной жалобе Васильевой Е.П. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2011 по заявлению Васильевой Е.П. о признании незаконным решения администрации МО "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <данные изъяты> объяснения представителя Васильевой Е.П. по ордеру адвоката Дадашевой А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Васильева Е.П. обратилась в суд с иском к администрации МО "г. Всеволожск" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет как нуждающуюся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указала, что 31.08.2010 умер ее сын Васильев В.С. - собственник квартиры ... общей площадью ... кв. м, расположенной по адресу: <данные изъяты> в которой она зарегистрирована и проживает как член семьи собственника. После смерти сына на квартиру претендуют пять наследников, в результате чего приходящаяся на нее площадь жилого помещения уменьшится. Несмотря на данное обстоятельство администрация МО "Город Всеволожск" сняла ее с учета нуждающихся в жилых помещениях. Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию МО "Город Всеволожск" поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В ходе судебного разбирательства Васильева Е.П. уточнила требования и просила признать незаконным постановление администрации МО "Город Всеволожск" от 30.09.2010 г. о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановить ее на данном учете.
Представитель администрации МО "Город Всеволожск" возражал по поводу удовлетворения заявления, указывая на то, что Васильева Е.П. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку как член семьи собственника обеспечена жилой площадью более учетной нормы.
Решением Всеволожского городского суда от 29 сентября 2011 года в удовлетворении требовании Васильевой Е.П. отказано.
В кассационной жалобе Васильева Е.П. просит решение Всеволожского городского суда отменить, ссылаясь на то, что суд при вынесении решения не учел, что в спорной квартире кроме нее проживают двое наследников Васильева В.С., она, как ветеран Великой Отечественной войны, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены решения суда, поставленного в соответствии с законом, по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что Прокофьева Е.П. 11.08.2000 вселена к сыну Васильеву В.С. в принадлежащую ему на праве собственности квартиру ... по адресу: <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. м, в качестве члена семьи.
Постановлением главы администрации МО "Город Всеволожск" от 11.11.2008 ... Васильева Е.П. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Установлено, что на момент принятия данного постановления, Васильева Е.П. составом семьи два человека ( она и сын) были зарегистрированы и проживали в спорной квартире, общей площадью ... кв. м. Суд правомерно указал, что обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого проживающего составляла <данные изъяты> кв. м., что больше учетной нормы, установленной решением Совета депутатов в МО "г. Всеволожск" Всеволожского муниципального района в размере <данные изъяты> кв. м.
31.08.2010 Васильев В.С. умер.
Согласно выписки из протокола ... от 29.07.2010 г., совещания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. ..., Васильевой Е.П. отказано в предоставлении бюджетных средств, т.к. принята на учет с нарушением ст. 51 ЖК РФ, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Постановлением главы администрации МО "Город Всеволожск" от 30.09.2010 ... заявитель снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, как поставленная на такой учет с нарушением действующего законодательства - обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение, что Васильева Е.П., являясь членом семьи собственника, обеспечена жилой площадью более учетной нормы, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным постановления главы администрации МО "Город Всеволожск" ... от 30.09.2010 г. о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении ее на таком учете.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения
Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона РФ "О ветеранах" являются отсылочными и корреспондируются с положениями Жилищного кодекса РФ, регламентирующими порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Оценив указанные обстоятельства и принимая во внимание вышеназванные нормы жилищного законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация МО "г. Всеволожск" правомерно сняла с учета нуждающихся в жилых помещениях истицу на основании постановления ... от 30.09.2010 г., поскольку оценка суммарной общей площади жилого помещения, в котором истица зарегистрирована и проживает, позволяет сделать вывод о том, что приходящаяся на долю истицы общая площадь превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории города Всеволожска Ленинградской области.
Довод Васильевой Е.П. о наличии наследников после смерти сына Васильева В.С., имеющих право на спорную квартиру, не может служить основанием для отмены решения, поскольку на дату вынесения оспариваемого постановления заявитель была одна зарегистрирована в спорной квартире, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела справка ф. ....
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, Васильева Е.П. в случае изменения жилищных и семейных условий не лишена возможности обратиться в администрацию МО "Город Всеволожск" с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Разрешая спор суд первой инстанции правомерно указал на пропуск истицей трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением о нарушении ее прав и свобод. При этом суд исходил из того, что указанный срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Установлено, что постановление ... о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято 30.09.2010 г. Из пояснений самой Васильевой Е.П. следует, что ей стало известно о принятом постановлении в 2010 г., в суд истица обратилась 24 августа 2011 г., т.е. с пропуском установленного законом срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока Васильевой Е.П. не представлено.
Ссылка в кассационной жалобе на то обстоятельство, что истица находилась в указанный период времени на лечении и не имела физических и моральных сил заниматься подготовкой заявления в суд, является несостоятельной. Никаких доказательств в обоснование указанных доводов истицей не представлено.
Остальные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и на иное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361,362,366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильевой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 23 ноября 2011 г. N 33-5707/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)