Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 июля 2011 г. N 33-10580/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Параевой В.С.,
судей
Белисовой О.В., Зарочинцевой Е.В.,
при секретаре
Байбаковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2011 года гражданское дело N 2-3458/11 по кассационной жалобе Синициной М.Е. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года по делу по иску Синициной М.Е. к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающейся в жилом помещении и обязании признать нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя Синициной М.Е. адвоката Черненко Е.А., действующего на основании ордера от 12.07.2011 и доверенности от 23.12.1009 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации Приморского района Санкт-Петербурга Титовой О.А., действующей на основании доверенности от 28.06.2011 года, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Синицина М.Е. обратилась в Приморский районный суд с вышеназванным иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга. В обоснование заявленных требований истица указала, что является ветераном Великой Отечественной войны (далее - ветераном ВОВ), жилья в собственности не имеет и в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 должна быть обеспечена жилым помещением; в жилом помещении, в котором проживает истица, зарегистрированы и проживают еще 5 человек, что при общей площади помещения 51,10 кв. м. свидетельствует о ее (Синициной М.Е.) нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований Синициной М.Е. отказано.
В кассационной жалобе Синицина М.Е. ставит вопрос об отмене решения, указывая на то, что судом применен закон, не подлежащий применению.
Изучив материалы дела, заслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Синицина М.Е. с 19 октября 2009 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 8). В указанной квартире, общей площадью 51,10 кв. м., помимо Синициной М.Е. зарегистрированы и проживают 5 человек.
Из материалов дела также следует, что Синицина М.Е. является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 7).
Администрацией Приморского района Санкт-Петербурга Синициной М.Е. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине того, что факт ее проживания на территории Санкт-Петербурга в течение 10 лет не подтвержден (л.д. 9).
Оспаривая данный отказ, истица ссылалась на то, что при решении вопроса о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует руководствоваться не законом субъекта РФ (в данном случае Санкт-Петербурга) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях...", а ФЗ РФ "О ветеранах", который предусматривает право ветеранов ВОВ на обеспечение жилыми помещениями.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из следующего.
Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ "О ветеранах".
Синицина М.Е. является ветераном ВОВ, на нее распространяет свое действие ФЗ РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", предусматривающий социальную поддержку в виде получения жилых помещений. В то же время, указанным ФЗ вопрос о предоставлении льготным категориям граждан жилых помещений по договорам социального найма поставлен в зависимость от признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения ветеранов жилыми помещениями переданы в соответствии со ст. 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах" органам государственной власти субъектов РФ.
Жилищный кодекс РФ также ставит возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма в зависимость от признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" в ч. 2 ст. 1 предусматривает, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, инвалиды.
Исходя из приходящейся на каждого члена семьи Синициной М.Е. площади, Синицина М.Е. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, ею не было представлено доказательств соблюдения условия о проживании на территории Санкт-Петербурга в общей сложности 10 лет, в связи с чем, Синицина М.Е. на учет нуждающихся принята быть не может, а значит, не может быть и обеспечена жилым помещением государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для принятия Синициной М.Е. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Ввиду того обстоятельства, что Синицина М.Е. не подлежит признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, она не подлежит обеспечению жилой площадью государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Судом проверены и обоснованно отклонены доводы представителя истицы о том, что к данным правоотношениями не применимы нормы Закона Санкт-Петербурга, устанавливающего условия для постановки на учет.
Как уже указывалось выше, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения ветеранов жилыми помещениями переданы в соответствии со ст. 23.2 ФЗ РФ "О ветеранах" органам государственной власти субъектов РФ.
Передаваемые Санкт-Петербургом в пользования гражданам жилые помещения находятся в собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся, в т.ч. определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма закреплен в Законе Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Указанный Закон Санкт-Петербурга нормам федерального законодательства не противоречит.
Таким образом, Санкт-Петербург, являясь собственником предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений, в соответствии со ст. 209 ГК РФ вправе установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.
Поскольку речь в настоящем случае идет о передаче истцу в пользование жилого помещения, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, суд первой инстанции обоснованно применил к данным правоотношениям нормы Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Вне зависимости от отнесения истицы к той или иной льготной категории граждан, необходимо признание Синицыной М.Е. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, в настоящем случае истица нуждающейся в улучшении жилищных условий быть признана не может, поскольку не соответствует в полной мере требованиям закона субъекта РФ за счет жилищного фонда которого желает улучшить свои жилищные условия.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, также заявлялись Синицыной М.Е. и в суде первой инстанции, были судом надлежаще оценены, оснований не согласиться с данной оценкой у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат оснований к отмене постановленного судом первой инстанции решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу Синицыной М.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2011 г. N 33-10580/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)