Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 декабря 2011 г. N 33-18120
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Вашкиной Л.И.
Смышляевой И.Ю.
При секретаре
Сперанской С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 декабря 2011 года гражданское дело N 2-954/11 по кассационной жалобе Костюкова И.П. на решение Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года по иску Костюкова И.П. к администрации Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании права на предоставление жилого помещения, восстановлении на учёте нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителей Костюкова И.П. - Костенич Н.Я. (по доверенности), Долженко Л.А. (по ордеру и доверенности), представителя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Ренни О.В. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Костюков И.П. обратился в Кронштадтский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к администрации Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга о признании права на предоставление жилого помещения в соответствии со льготой, установленной пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - как гражданина, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и принятого на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Костюков И.П. просил суд возложить на районную администрацию обязанность восстановить его в очереди на получение жилого помещения с 29 апреля 1991 года и предоставить ему и члену его семьи Костенич Н.Я. отдельное изолированное жилое помещение в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга по договору социального найма, исходя из нормам обеспечения жилой площадью в г. Санкт-Петербурге.
В судебном заседании 21 июня 2011 года судом к участию в деле в качестве соответчика привлечён Жилищный комитет Санкт-Петербурга, в отношении которого Костюковым И.П. в порядке, предусмотренном статьёй 39 ГПК Российской Федерации, было заявлено требование о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, ранее заявленное к районной администрации (л.д. 40-42, 128-130,149-153). Определением суда от 26 октября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечена Костенич Н.Я.
В обоснование заявленного иска Костюков И.П. ссылался на то обстоятельство, что с <дата> года проходил военную службу, в <дата> году решением жилищной комиссии Исполкома Кроншадского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, в <дата> году уволен из вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, в настоящее время является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, однако, несмотря на наличие прав на льготы, предоставленные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
По мнению истца, районная администрация необоснованно включила истца в общую очередь нуждающихся в жилых помещениях без учёта имеющихся у него льгот.
Решением Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года Костюкову И.П. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Костюков И.П. выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В заседание судебной коллегии представитель администрации Кронштадтского района г. Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён судебной повесткой. Согласно части 2 ст. 354 ГПК Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Костюков И.П. с <дата> проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР; приказом командира войсковой части N... от <дата> N... по личному составу Костюков И.П. уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас по основанию, предусмотренному пунктом "а" части 2 ст. 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями и невозможностью использования на военной службе.
Приказом командира войсковой части N... от <дата> N... по личному составу, Костюков И.П. с <дата> был исключен из списка личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на учет в Кронштадтский РВК г. Санкт-Петербурга (л.д. 23-24, 148).
В период прохождения Костюковым И.П. военной службы, его семья в составе 4-х человек (самого Костюкова И.П., супруги В. и сына И. и дочери С. ) на основании заявления Костюкова И.П. и решения жилищной комиссии Исполкома Кроншадтского районного Совета народных депутатов г. Ленинграда от <дата> была принята на учет по улучшению жилищных условий, как проживающая в коммунальной квартире по адресу: <адрес> (л.д. 98, 99, 100, 101).
Костюков И.П. в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и в кассационной жалобе указывал, что подлежал постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в 1991 году в соответствии с требованиями действовавшего в указанный период времени Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Суд первой инстанции обоснованно признал ошибочным данный довод Костюкова И.П.
Согласно Правилам учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденным решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.09.1987 N 712/6, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в частности, занимавшие жилую площадь в квартирах, заселённых несколькими нанимателями, не связанных родственными отношениями и не являющихся в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда, в случаях, когда граждане, проживавшие на указанной жилой площади, не имели другого жилья, пригодного для постоянного проживания.
Согласно п. 17.1 этих же Правил на учёт по улучшению жилищных условий, независимо от длительности постоянной прописки в Ленинграде могли быть приняты военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы, прослужившие на действительной военной службе не менее 20 календарных лет, лица офицерского состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних и железнодорожных войск, уволенные в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов с предоставлением жилищных льгот, установленных постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, утратившие жилую площадь в Ленинграде в связи с призывом и имеющие соответственно этому основания к прописке в городе и не имевшие жилой площади для постоянного проживания в Ленинграде, занимающие при прописке в городе вновь 5,5 кв. м. жилой площади и менее на каждого проживающего с правом на жилое помещение, либо жилую площадь, признанную в установленном порядке непригодной для постоянного проживания, а также занимающие жилую площадь в квартирах, заселенных несколькими нанимателями, не связанными родственными отношениями, не являющимися в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР членами семьи нанимателя, в домах государственного и общественного жилищного фонда.
В заявлении Костюкова И.П. в Исполком Кронштадтского райсовета г. Ленинграда не имеется указаний на наличие у заявителя льгот, подлежащих учёту при решении вопроса об обеспечении жилой площадью, или просьбы постановить его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащего. Необходимой для принятия на учёт выслуги лет на действительной военной службе (не менее 20 лет) у Костюкова И.Н. на момент рассмотрения жилищной комиссией его заявления не имелось.
Довод кассационной жалобы Костюкова И.П. о том, что на основании части 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент его увольнения из рядов вооруженных сил (13 июля 1996 года), он имел право на обеспечение органами местного самоуправления жилым помещением по установленным нормам, является несостоятельным.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей подлежали обеспечению органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Из смысла приведенной выше нормы закона, реализация права на обеспечение жилым помещением зависела от воли данного лица - подачи соответствующего заявления в органы исполнительной власти для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В учётного деле Костюкова И.П., копия которого представлена в материалы данного гражданского дела, отсутствуют документы, подтверждающие обращение Костюкова И.П. после увольнения с военной службы (в <дата> году) и ранее 2010 года с заявлением о наличии у него льготы, предусмотренной ч. 6 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22.01.93 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" или ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Напротив, при увольнении из вооруженных сил, как видно из представления к досрочному увольнению с военной службы Костюкова И.П., подписанного командиром 4-го учебного отряда, в котором проходил службу Костюков И.П., последний полагал себя обеспеченным жилой площадью (л.д. 148, 148 оборот).
Согласно пункту 2.1. статьи 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в настоящее время обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, производится органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) при условии, если они приняты на соответствующий учёт до 1 января 2005 года.
Статья 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", как в действующей редакции, так и в более ранних редакциях, предусматривала право военнослужащих не быть уволенным с военной службы без их согласия по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями без предоставления им жилого помещения.
Эта же обязанность органов военного управления по обеспечению военнослужащих, увольняемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, жилыми помещениями для постоянного проживания была установлена ст. 22 (ч. 2 п. 1) Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 22.01.1993 N 4338-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 178-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 (абз. 2) статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", "Правил о порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 06.10.2011), обязанность органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) по обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке военнослужащих уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями возникала при условии изъявления военнослужащими, подлежащими увольнению с военной службы, намерений получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, то есть при условии выбора бывшими военнослужащими иного населенного пункта для последующего постоянного проживания, чем тот населенный пункт, где они были уволены с военной службы.
Костюков И.П. проходил военную службу в Ленинградской военно-морской базе и уволен с военной службы в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем, и на основании приведённых выше законоположений, вопрос об обеспечении его жилым помещением в льготном порядке по указываемым в приказе об увольнении основаниям должен был рассматриваться органами военного управления, но не органами исполнительной власти г. Санкт-Петербурга.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кронштадтского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года по делу N 2-954/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Костюкова И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 декабря 2011 г. N 33-18120
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)