Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 19 декабря 2011 г. N 33-18761/11
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичёвой Е.В.
Судей
Ничковой С.С.
Селезнёвой Е.Н.
При секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-4254/11 по кассационной жалобе ОАО <...> на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2011 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Елисеевой Л.И., Смирновой И.Ю., Егоровой А.Н., Васильевой А.Е., Куликовой И.Г., Рыженковой И.А., Ивановой Т.И., Семеренко Т.М., Богомоловой Л.И., Потаповой Л.И., Максимовой А.Г., к ОАО <...> о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчёт платы.
Заслушав доклад судьи Ильичёвой Е.В.,
выслушав объяснения представителя ОАО <...> - Баяновой М.И., прокурора Кузьминой И.Д.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 03.11.2011 удовлетворены исковые требования прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Елисеевой Л.И., Смирновой И.Ю., Егоровой А.Н., Васильевой А.Е., Куликовой И.Г., Рыженковой И.А., Ивановой Т.И., Семеренко Т.М., Богомоловой Л.И., Потаповой Л.И., Максимовой А.Г.
Признаны незаконными действия ОАО <...> по начислению корректировки платы за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период <дата>: Елисеевой Л.И. в размере <...>; Смирновой И.Ю. в размере <...>; Егоровой А.Н. в размере <...>; Васильевой А.Е. в размере <...>; Куликовой И.Г. в размере <...>; Рыженковой И.А. в размере <...>; Ивановой Т.И. в размере <...>; Семеренко Т.М. в размере <...>; Богомоловой Л.И. в размере <...>; Потаповой Л.И. в размере <...>; Максимовой А.Г. в размере <...>.
На ОАО <...> возложена обязанность в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы жилого помещения, коммунальных и прочих услуг: по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <...> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>; по квартире <адрес>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <дата> корректировку платы за отопление в размере <...>.
С ОАО <...> взыскана госпошлина в доход государства в сумме <...>.
В кассационной жалобе ОАО <...> просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Елисеева Л.И. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Смирнова И.Ю. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Егорова А.Н. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Васильева А.Е. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Куликова И.Г. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Рыженкова И.А. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Иванова Т.И. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Семеренко Т.М. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Богомолова Л.И. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Потапова Л.И. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>, Максимова А.Г. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес>.
Обслуживающей организацией дома <адрес> является ОАО <...>, которая как исполнитель коммунальных услуг в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
При разрешении спора судом установлено, что данный дом не оборудован общедомовыми приборами учёта теплоэнергии, жители дома оплачивают отопление исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органом государственной власти Санкт-Петербурга и по установленным тарифам.
Из квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за <дата>, полученных Елисеевой Л.И., Смирновой И.Ю., Егоровой А.Н., Васильевой А.Е., Куликовой И.Г., Рыженковой И.А., Ивановой Т.И., Семеренко Т.М., Богомоловой Л.И., Потаповой Л.И., Максимовой А.Г., следует, что в связи с превышением объёмов теплоотпуска за отопительный период <дата> было произведено дополнительное начисление платы (корректировка) за отопление: Елисеевой Л.И. в размере <...>, Смирновой И.Ю. в размере <...>, Егоровой А.Н. в размере <...>, Васильевой А.Е. в размере <...>, Куликовой И.Г. в размере <...>, Рыженковой И.А. в размере <...>, Ивановой Т.И. в размере <...>, Семеренко Т.М. в размере <...>, Богомоловой Л.И. в размере <...>, Потаповой Л.И. в размере <...>, Максимовой А.Г. в размере <...>.
В обоснование своих требований районный прокурор ссылался на то, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, в связи с чем, корректировка платы за отопление жителям домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учёта, является незаконной.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика, указывала, что, несмотря на то, что дом <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учёта теплоэнергии, корректировка платы за отопление возможна.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьёй 154 ЖК РФ, исходя из которой, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, равно как и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).
Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно пунктом 2 статьи 157 ЖК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно этим Правилам срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (п. 16).
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объём (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен также статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Предельные индексы в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (п. 1 ст. 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (п. 3 ст. 13).
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 2).
Как установлено судом первой инстанции, в установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что при отсутствии общедомовых приборов учёта обслуживающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчёта, а обязана выставлять гражданам счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов, в связи с чем корректировка платы за отопление жителям многоквартирного дома <адрес>, в котором отсутствует общедомовый прибор учёта теплоснабжения, является незаконной.
С учётом изложенного не влияет на оценку законности постановленного судебного решения довод кассационной жалобы ответчика о соответствии произведенной корректировки положениям пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг населению, которые указывают на возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год.
Доводы кассационной жалобы о том, что возможность корректировки платы за отопление основана на договоре N... от <дата>, заключённом между <...> (ресурсоснабжающей организацией) и ОАО <...> (обслуживающей организацией), не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции и положены в основу отмены решения суда, так как согласованная сторонами возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объёма теплопотребления противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объём отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 декабря 2011 г. N 33-18761/11
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)