Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 сентября 2011 г. N 3-253/11
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2011 г. N 78-Г11-59 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Травкиной О.Ю.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кружкова Олега Александровича, Маслова Д.Ю., Павлова Б.А. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008г. N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", суд
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года принят и 14 ноября 2008 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга"(л.д. 116).
Закон официально опубликован в "Вестнике администрации Санкт-Петербурга" N44(595) от 17.11.2008г.(л.д. 191-192).
Заявители: Кружков О.А., Маслов Д.Ю., Павлов Б.А. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного Закона Санкт-Петербурга недействующим в целом.
В обоснование своих требований заявители ссылаются на абзац 8 части 3 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и указывают, что согласно данной норме внутригородские муниципальные образования упраздняются с 01.01.2006 года, в связи с чем существование в Санкт-Петербурге внутригородских муниципальных образований противоречит федеральному законодательству, в связи с чем противоречит федеральному законодательству и Закон Санкт-Петербурга определяющий порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Заявители Кружков О.А., Маслов Д.Ю., поддержали заявленные требования в судебном заседании. Заявитель Павлов Б.А. не явился в судебное заседание, его интересы поддержал представитель по доверенности Алаханов А.Н.
Представитель заявителей по доверенности Бабийчук А.Ф. поддержал заявленные требования и при этом пояснил, что основанием к признанию оспариваемого Закона недействующим является то, что данный Закон предусматривает порядок подготовки и выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в то время как внутригородские муниципальные образования должны быть упразднены в Санкт-Петербурге в соответствие с требованиями абзаца 8 пункта 3 статьи 84 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой внутригородские муниципальные образования упраздняются с 01 января 2006 года. Заявитель указывает, что предусмотренный п.п.1.1 статьи 83 данного федерального закона переходный период действовал до 1 января 2009 года, однако органы власти Санкт-Петербурга до настоящего времени не привели в соответствие территориальное деление города федерального значения Санкт-Петербурга.
Заявители и их представитель полагают свои права нарушенными тем, что гарантированное Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами право на самостоятельное решение вопросов местного значения посредством избрания депутатов того органа, который должен быть наделен статусом, установленным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не может быть реализовано, т.к. в Санкт-Петербурге продолжают функционировать внутригородские муниципальные образования. Оспариваемый Закон Санкт-Петербурга устанавливает механизм реализации права граждан на участие в формировании не соответствующих Конституции РФ и Федеральному закону (внутригородских) органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Лыжова Н.А. и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Зацепа О.О. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Травкиной О.Ю., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации город федерального значения Санкт-Петербург имеет статус субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Абзацем седьмым части 1 статьи 2 ФЗ определено понятие внутригородской территории города федерального значения, как части территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или ) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Статьей 79 Федерального закона установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в которых местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях; установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
Понятие внутригородской территории города федерального значения дано в ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ, определяющей основные термины и понятия: внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации Москва и Санкт-Петербург обладают особым правовым статусом
В соответствии с п. 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", действующего с изменениями и дополнениями от 13.07.2011 г. местное самоуправление в Санкт-Петербурге - форма осуществления жителями Санкт-Петербурга своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Санкт-Петербурга самостоятельное и под свою ответственность решение населением Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения Санкт-Петербурга с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п. 1 статьи 2 указанного закона внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга (далее муниципальное образование)- является часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга( муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и ( или ) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Таким образом, по смыслу данной нормы одно и тоже публично- правовое образование не может быть одновременно наделено статусом муниципального образования и субъекта Российской Федерации.
Перечень муниципальных образований и описание их границ установлены Законом Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга ".
Закон Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также устанавливает гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заявителями ошибочно толкуются нормы федерального законодательства абзаца 8 пункта 3 статьи 84 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1 статьи 85 данного закона.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и применяемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
Данный Закон Санкт-Петербурга принят в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга", в соответствии с Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " и в соответствии с основными положениями Конституции Российской Федерации и в пределах компетенции субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, суд полагает требования заявителей необоснованными и удовлетворению не подлежащими.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Кружкова О.А., Маслова Д.Ю., Павлова Б.А. об оспаривании законности Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008 г. N 681-118 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2011 г. N 3-253/11
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2011 г. N 78-Г11-59 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения