Определение Ленинградского областного суда
от 21 декабря 2011 г. N 33-6330/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Киреевой И.А., Озерова С.А.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области и Администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно - эпидемиологическое заключение по нему.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Приозерский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины (номер водозабора - <...>) в <...> и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, в течение трёх месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указано, что в собственности Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области находится артезианская скважина (водозабор - N) в <...>, которая по договору аренды эксплуатируется ООО <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В нарушение положений Водного кодекса РФ и санитарных норм зона санитарной охраны указанного источника водоснабжения питьевого назначения не организована, проект зоны санитарной охраны не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение по нему отсутствует. Данные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечена Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В суде первой инстанции помощник Приозерского городского прокурора Андреева П.А. требования поддержала.
Представители ответчика Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области Танков С.В. и Харченко М.С. иск не признали, пояснили, что работы по подготовке градостроительной документации выполняет Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области в соответствии с соглашениями о передаче полномочий. Артезианские скважины и водопроводные очистные сооружения находятся на землях Министерства Обороны РФ, в настоящее время ведутся работы по оформлению документов в отношении земельных участков. В бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для проведения необходимых мероприятий по разработке проекта зоны санитарной охраны и получения заключения по нему.
Представитель соответчика Администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области Петрова Н.А. иск не признала, пояснила, что Приозерский муниципальный район принял обязательства на разработку типовых документов, а не обязательства по исполнению работ по проекту зон санитарной охраны артезианских скважин и водопроводных очистных сооружений. Данные работы должны производиться Администрацией МО Ромашкинское сельское поселение, которой на праве собственности принадлежат скважины и водопроводные очистные сооружения.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Администрация МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что артезианская скважина, действительно, находится в собственности МО Ромашкинское сельское поселение. Но земельный участок под скважиной и водопроводными очистными сооружениями находится в собственности Министерства обороны РФ. Для разработки зоны санитарной охраны и получения заключения по нему обязательным условием является нахождение в собственности земельного участка. Для передачи в собственность МО Ромашкинское сельское поселение земельного участка и оформления соответствующих документов необходимо значительное количество времени. Решение суда о разработке проекта зоны санитарной охраны в течение трёх месяцев с момента вступления его в законную силу заведомо неисполнимо.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте её рассмотрения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению судебного решения по доводам кассационной жалобы.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В пункте 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002, определено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы её организации для данного водопровода.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, артезианская скважина (водозабор N), расположенная в <...>, находится в муниципальной собственности МО Ромашкинское сельское поселение, в границах данного муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (арендодателем) и ООО "<...> (арендатором) заключен договор аренды N, согласно которому во временное пользование арендатора были переданы объекты коммунально-бытового назначения, в том числе и система водопроводных очистных сооружений в <...>, для использования в соответствии с прямым хозяйственным назначением - для оказания услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения.
В результате проверки, проведенной Приозерской городской прокуратурой выявлено, что у артезианской скважины (водозабор N), расположенной в <...> не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение.
Согласно сообщению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ленинградской области арт.скважины, включая скважину N, находящиеся на балансе Администрации МО Ромашкинское сельское поселение Приозерского района, эксплуатируемые ООО <...> не имеют утвержденного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны, соответствующего СанПиН 2.1.4.1110-02.
В настоящее время ООО <...> осуществляет деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации водозабора N из артезианской скважины в <...> без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, участниками процесса не оспаривались.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в <...>, а также санитарно - эпидемиологического заключения по нему, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на Администрацию МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений п.п. 3, 4 статьи 6 его Устава, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, положенных в основу удовлетворения иска прокурора, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и вытекают из вышеупомянутых положений закона.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат. По существу кассационная жалоба представляет собой ходатайство об отсрочке исполнения решения суда. Однако такое ходатайство должно быть соответствующим образом оформлено и адресовано суду первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 декабря 2011 г. N 33-6330/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)