Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 26 декабря 2011 г. N 33-19294
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Белисовой О.В.
судей Вашкиной Л.И.
Смышляевой И.Ю.
При секретаре Сперанской С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4656/11 по кассационной жалобе Стемпаржецкой Н.А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года по иску Стемпаржецкой Н.А. к ОСЗН Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячные суммы возмещения вреда по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Белисовой О.В., объяснения Стемпаржецкой Н.А., объяснения представителя Минутина В.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации Московского района Санкт-Петербурга - Диановой А.Н., объяснения представителя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матковой Т.Л.,
судебная коллегия гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Стемпаржецкая Н.А. обратилась в суд с иском к ОСЗН Администрации Московского района Санкт-Петербурга, просила обязать ответчика выплачивать ей ежемесячные суммы в возмещение вреда по потере кормильца, произвести индексацию сумм компенсации и выплатить ей единовременно сумму компенсации в размере 216612 руб. 10 коп., указав в обоснование, что она является супругой умершего С.О.А., инвалида N группы, ставшего им вследствие увечья, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска при подземных испытаниях ядерного оружия, в связи с чем, истица полагает, что имеет право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью по потере кормильца предусмотренную ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, истица просила проиндексировать компенсацию, назначенную на основании решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2003 года с учетом изменений внесенных определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2003 года, с 01 января 20045 года по день смерти С.О.А. и взыскать данную сумму в размере 30648 руб. 32 коп., ссылаясь на то, что при жизни супруга ответчиком были проиндексированы и выплачены сумму компенсации в возмещение вреда в меньшем размере, что полагает незаконным.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Стемпаржецкой Н.А. отказано.
В кассационной жалобе истица просит отменить решение суда, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено представленными материалами дела, что С.О.А. являлся участником подразделений особого риска и принимал участие в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, заключением МСЭ ему была установлена вторая группа инвалидности бессрочно в связи с увечьем, полученным при участии в действиях подразделений особого риска.
Решением межведомственного регионального экспертного совета от 17 января 2007 года установлено, что причина смерти С. О.А. связана с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
Согласно свидетельству о смерти С. О.А. скончался 08 августа 2006 года.
С 20 июля 1977 года Стемпаржецкая Н.А. состояла в зарегистрированном браке со С.О.А.
При обращении к ответчику с заявлением о назначении ей компенсационной выплаты сумм в возмещение вреда в связи со смертью мужа, письмом от 06 апреля 2007 года истице было отказано в назначении указанных выплат в связи с отсутствием правовых оснований.
Разрешая настоящий спор по существу и отказывая Стемпаржецкой Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил оснований для назначения и выплаты денежной компенсации истицы, в связи с чем, признал отказ ОСЗН администрации Московского района Санкт-Петербурга законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции верными, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
Согласно п. 15 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей на момент возникновения у истицы права на получение компенсации и обращения за ней), возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировано в виде ежемесячной денежной компенсации в твердой денежной сумме. Предусмотренные п. 15 ст. 14 гарантии распространяются на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Таким образом, в случае смерти гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную вышеуказанную денежную компенсацию распространяется на членов семьи, находившихся на иждивении умершего инвалида. При этом размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента его принятия на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в пределах, установленных данным Постановлением.
Постановление Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 не распространило на членов семей участников подразделений особого риска положения п. 15 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 года N 1613-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Волковой Г.В. на нарушение ее конституционных прав положением статьи 9 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", относительно предоставления членам семей умерших инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", то они правом на такую компенсацию не наделены в силу абзаца четвертого пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, которым устанавливаются меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска (как в его первоначальной редакции, так и в редакции статьи 9 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Разрешение же вопроса о расширении перечня мер социальной поддержки членов семей умерших ветеранов подразделений особого риска является прерогативой законодателя.
Социальная защита семей ветеранов подразделений особого риска осуществляется путем предоставления им мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39, а также статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в частности в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации); оплаты в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы; ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров; преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов и др.
Кроме того, в случае установления причинной связи смерти кормильца - ветерана подразделений особого риска с заболеванием, которое обусловлено воздействием радиационных факторов, семьям умерших ветеранов выплачивается единовременная компенсация; нетрудоспособные члены семьи умершего ветерана подразделений особого риска, состоявшие на его иждивении, имеют право на ежемесячную компенсацию в связи с потерей кормильца (абзац четвертый пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска").
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение социальной защиты членов семей ветеранов подразделений особого риска в целях компенсации им вреда, причиненного смертью кормильца, подвергшегося радиационному воздействию в связи с испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, которые имели место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций в начальный период освоения и использования ядерной энергии.
Изложенное выше свидетельствует о том, что члены семей, в том числе нетрудоспособные, состоявшие на иждивении ветеранов подразделений особого риска, после смерти последних обеспечены мерами социальной защиты, установленными действующим законодательством.
При этом, каких-либо оснований для расширения указанных мер путем применения к указанной категории п. 15 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Стемпаржецкой Н.А.
Разрешая спор в части требования о выплате истцу неполученных ее мужем сумм компенсации как наследнику, суд правомерно руководствовался положениями ст. 1110, 1112, 1183 ГК РФ, ст. 39 Конституции РФ, по смыслу которых, право на компенсацию в возмещение вреда здоровью, включающее право требовать установления и выплаты пособий в надлежащем размере, неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения, и исходил из обстоятельств, установленных решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21 октября 2003 года с учетом изменений, внесенных определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2003 года, того обстоятельства, что при жизни С.О.А. не обращался с заявлением о перерасчете сумм компенсации, о неправильной индексации сумм возмещения вреда, суммы компенсации в возмещение вреда здоровью выплачивались С.О.А. с учетом индексации, доказательств неполучения этих сумм С.О.А. не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для удовлетворения данного требования.
Доводы кассационной жалобы по существу рассмотренного спора, заявлявшиеся и в суде первой инстанции, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции установил, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, достаточно полно и правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, подлежит оставлению без удовлетворения
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 декабря 2011 г. N 33-19294
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)