Определение Ленинградского областного суда
от 8 декабря 2011 г. N 33-6029/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Горбатовой Л.В. и Насиковской А.А.,
при секретаре Колесник А.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика - представителя администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области Лаврентьевой Н.С. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 7 октября 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд с исковым заявлением с учетом принятого изменения к администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области (далее - администрация МО "Ломоносовский МР" ЛО) об обязании совершить определенные действия, а именно:
1. незамедлительно после вступления в силу решения суда по настоящему делу прекратить эксплуатацию здания и помещений Большеижорской амбулатории муниципального учреждения здравоохранения "Ломоносовская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Ломоносовская ЦРБ"), расположенной по адресу: <адрес>, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений санитарных норм и правил;
2. незамедлительно после вступления в силу решения суда по настоящему делу организовать на территории, обслуживаемой Большеижорской амбулаторией, первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях Ломоносовского района, иную медицинскую помощь, организация которой относится в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, о чем проинформировать население через средства массовой информации (далее - СМИ).
В обоснование исковых требований прокурор ссылался на те обстоятельства, что проведенной прокуратурой Ломоносовского района проверкой соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Большеижорской амбулатории МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований федерального законодательства. При этом прокурор указал, что Большеижорская амбулатория функционирует в старом здании, её санитарно-техническое состояние не является удовлетворительным, поскольку поверхность стен и потолков с дефектами, напольное покрытие - крайней степени изношенности, все краны и раковины протекают, на трубах имеются следы ржавчины, что является нарушением п.п.4.2 и 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10. Кроме того, прокурор ссылается на допущенное ответчиком нарушение п. 4.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 и несоблюдение ответчиком требований ч. 2 ст. 15 и ст. 43 Конституции Российской Федерации. Поскольку Большеижорская амбулатория является бюджетным учреждением, организационно входит в состав подразделения МУЗ "Ломоносовская ЦРБ", а его собственником (учредителем) является МО "Ломоносовский МР" в лице администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО, в связи с чем, по мнению прокурора, на ответчика должно быть возложено бремя содержания имущества.
Прокурор Ломоносовского района находил основания для применения положений п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь (л.д.3-5,59-60,82).
При рассмотрении и разрешения дела по существу участвующий в деле помощник прокурора Ломоносовского района Тонков В.Е. поддержал исковые требования с учетом принятого изменения (л.д.90), тогда как представитель администрации МО "Ломоносвоский МР" ЛО Алешина Е.В., действовавшая в защиту прав и законных интересов на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57), не согласилась с обоснованностью требований прокурора (л.д.90), в свою очередь представитель МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" Авдеев Ю.А., действовавший в защиту прав и законных интересов на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д.47), не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора (л.д.90), ранее другой представитель МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" Вихрова О.А., действовавшая в защиту прав и законных интересов на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год (л.д.19), представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражала против его удовлетворения (л.д.18 - 18-оборот)., тогда как представители Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Ломоносовском районе), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Пономарева К.Н. и Карелин А.Г., представившие служебные удостоверения (л.д.58) поддержали исковые требования прокурора (л.д.90), ранее начальник ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Ломоносовском районе ФИО 12 в письменном отзыве на исковое заявление выразила мнение о том, что в исковом заявлении установлены обоснованные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (л.д.37-39).
Ломоносовский районный суд 7 октября 2011 года постановил решение, которым исковые требования прокурора Ломоносовского района, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворил частично, при этом суд первой инстанции возложил на администрацию МО "Ломоносовский МР" ЛО обязанность прекратить эксплуатацию помещений Большеижорской амбулатории и организовать на территории, обслуживаемой Большеижорской амбулаторией, первичную медико-санитарную помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях Ломоносовского района, о чем проинформировать население через средства массовой информации (л.д.93-99).
Представитель администрации МО Ломоносовский муниципальный район, Лаврентьева Н.С., действовавшая на основании письменной доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного 7 октября 2011 года решения, представила кассационную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель ответчика ссылалась на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Кроме того, ссылалась на Федеральный закон N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" с 1 января 2012 года", которым установлено прекращение полномочий органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи. В связи с чем, по утверждению подателя жалобы, ДД.ММ.ГГГГ представительным органом - Советом депутатов МО Ломоносовский МР принято решение о передаче МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" как имущественного комплекса из муниципальной собственности в собственность Правительства Ленинградской области с 1 января 2012 года. Кроме того, представитель ответчика ссылалась на отсутствие бюджетных средств для исполнения требований прокурора, а также на то обстоятельство, что из-за прекращения эксплуатации здания Большеижорской амбулатории граждане не смогут своевременно получать первичную медико-санитарную помощь (л.д.100,103-106).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене судебного решения по доводам кассационной жалобы представителя администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО Лаврентьевой Н.С.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41), общепризнанными принципами и международными нормами, при этом, в частности, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-VIII и вступил в силу для России с 3 января 1976 года).
В силу положений ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом 22 июля 1993 года N 5487-1 и действовавшим на момент рассмотрения и разрешения спора в суде первой инстанции, предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Тогда как с 1 января 2012 года с введением в действие Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" перечень основных принципов охраны здоровья граждан будет расширен до 9 пунктов, включая ранее установленные основные принципы охраны здоровья граждан (статья 5).
Между тем, из материалов дела усматривается и судом первой инстанции установлено, что в ходе проведения прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Большеижорской амбулатории МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" по адресу: <адрес>, установлено, что по месту расположения помещения Большеижорской амбулатории имеет место нарушение положений ст.ст.11, 24-25 и 27 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требований санитарно-эпидемиологических норм. При этом в ходе проверки установлено, что в помещении указанной амбулатории, постройки 1969 года, представляющей собой двухэтажное деревянное строение, поверхность стен и потолков имеет дефекты (трещины, облупленная краска), напольное покрытие имеет крайнюю степень изношенности, все краны и раковины протекают, на трубах имеются следы ржавчины (л.д.6).
Согласно сведениям, содержащимся в выводах и рекомендациях заключения о техническом состоянии наземных несущих конструкций здания Большеижорской амбулатории, составленного по заказу МУЗ "Ломоносовская ЦРБ" еще в 2009 году Обществом с ограниченной ответственностью "Производственная Компания Промстройэнерго", здание Большеижорской амбулатории подлежит реконструкции, в настоящее время фундаменты находятся в ограниченно работоспособном состоянии, тогда как техническое состояние здания является аварийным (л.д.29-33).
Как видно из содержания отзыва на исковое заявления начальника ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Ломоносовском районе ФИО 12 с 2009 года решением Ломоносовского районного суда приостановлена деятельность больницы, находящейся на втором этаже здания Большеижорской амбулатории, вследствие невозможности устранения нарушений норм противопожарной безопасности из-за ветхости здания (л.д.37-38,63-64,72 и 72-оборот).
Данные обстоятельства не оспаривались заинтересованными лицами в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Согласно сведениям, содержащимся в лицензии N N от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности и действительной по ДД.ММ.ГГГГ, местом нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес> (л.д.61), однако в приложении к данной лицензии указан иной адрес, а именно: <адрес> поселок <адрес> <адрес> <адрес> (л.д.62).
Между тем, статьей 1.5 Устава МУЗ "Ломоносовская ЦРБ", утвержденного главой администрации МО "Ломоносовский МР" ЛО, предусмотрено, что учредителем администрация МО "Ломоносовский МР" ЛО (л.д.21-оборот).
Тогда как разделом 2 "Цели и предмет деятельности" указанного Устава установлены основные виды деятельности, к числу которых относится оказание медицинской помощи и услуг населению, проживающему на территории Ломоносовского района, (л.д.22-оборот - 23).
В соответствии с п. 3.11 Устава контроль за использованием по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления, осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Ломоносовский муниципальный район (л.д. 24-оборот, 26).
Вместе с тем в силу действующего на момент рассмотрения и разрешения спора положения абз.4 ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом 22 июля 1993 года N 5487-1, финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
Вышеуказанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к правомерному выводу о наличии оснований для предоставления судебной защиты прав, и законных интересов неопределенного круга лиц по избранным процессуальным истцом средствам гражданского судопроизводства.
Следует отметить, что в целях правильного рассмотрения и разрешения заявленных прокурором исковых требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался регламентированными Конституцией Российской Федерации прав граждан на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7), прав на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 2 ст. 15), а также положения иных нормативных правовых актов - п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.11, 24-25 и 27 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Тогда как в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28 ноября 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 4, подпункт "б" пункта 1, пункт 2 статьи 6, статьи 7 и 9, пункты 1 - 3, 5 - 9 и подпункт "а" пункта 10 статьи 12, пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
В этой связи довод кассационной жалобы представителя ответчика о том, что с 1 января 2012 года полномочия по организации первичной медико-санитарной помощи населению будут переданы органам государственной власти субъекта федерации, не может признать состоятельным по праву.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с правомерностью вывода суда первой инстанции о том, что собственник муниципального учреждения здравоохранения - администрация МО "Ломоносовский МР" ЛО на протяжении длительного времени уклоняется от надлежащего содержания и осуществления ремонта здания амбулатории, тем самым допуская нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное получение медицинской помощи, благоприятную окружающую среду, охрану здоровья.
Отказывая в удовлетворении иска прокурору Ломоносовского района в части прекращения эксплуатации всего здания, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что Большеижорская амбулатория располагается только на первом этаже здания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, частично удовлетворив исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, направленные на обеспечение судебной защиты прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения от 7 октября 2011 года, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации и норм международного права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
То обстоятельство, что с 1 января 2012 года будет введен в действие Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которыми предусмотрено прекращение полномочий органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи, не могут быть основаниями для отмены судебного акта, поскольку не свидетельствует о противоречии законодательству, действующему на момент рассмотрения и разрешения спора в суде первой инстанции.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у ответчика бюджетного финансирования не может являться основанием для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности по выполнению обязанностей, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что довод кассационной жалобы о том, что из-за прекращения эксплуатации здания Большеижорской амбулатории граждане не смогут своевременно получать первичную медико-санитарную помощь, является предположением и не основан на фактических обстоятельствах и законе. Вместе с тем судебным актом на ответчика одновременно с обязанностью прекращения эксплуатации помещений Большеижорской амбулатории возложена другая обязанность по организации первичной медико-санитарной помощи гражданам, проживающим на территории, обслуживаемой Большеижорской амбулаторией.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба представителя администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Лаврентьевой Н.С. не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст.ст.360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 7 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - представителя администрации муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области Лаврентьевой Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 8 декабря 2011 г. N 33-6029/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)