Определение Ленинградского областного суда
от 30 ноября 2011 г. N 33-5859/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Кошелевой И.Л.,
судей: Эдвардс А.А. и Рогачевой В.В.,
с участием прокурора: Прохорова А.Б.,
при секретаре: Колесник А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 06 октября 2011 года по гражданскому делу N по заявлению Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании Постановления Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное".
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Петровой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Прохорова А.Б., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Приозерский городской прокурор ДД.ММ.ГГГГ обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании Постановления Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное".
В обоснование своих требований прокурор указал, что оспариваемым им постановлением с ДД.ММ.ГГГГ для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное", были установлены ставки платы за отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение. Указанное постановление в части даты вступления в силу установленных им ставок противоречит ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой тарифы не могут вступать в силу ранее, чем через один календарный месяц после их установления.
В связи с этим прокурор просил признать Постановление Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным в части установления даты вступления в силу установленной ставки платы за коммунальные услуги и обязать Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга граждан путем внесения изменений в Постановление в части установления даты вступления в силу установленной ставки платы за коммунальные услуги, и опубликовать изменения в установленном законом порядке (л.д. 8-9).
В ходе рассмотрения дела Прокурор уточнил свои требования; просил признать Постановление Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N недействительным в части установления даты вступления в силу установленной ставки платы за коммунальные услуги со дня его принятия и обязать Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга граждан путем внесения соответствующих изменений в Постановление в части установления даты вступления в силу установленной ставки платы за коммунальные услуги, и опубликовать изменения в установленном законом порядке в газете "Красная звезда" (л.д. 63).
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в суде первой инстанции заявление считало не обоснованным, так как оспариваемое постановление было издано в рамках имеющихся у Администрации полномочий, было опубликовано и вступило в силу в установленном законом порядке. ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в данном случае применению не подлежит, так как регулирует вопросы вступления в силу тарифов на коммунальные услуги для организаций коммунального комплекса, а оспариваемое постановление устанавливает ставки на коммунальные услуги для населения (л.д. 21-22, 74-77).
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 06.10.2011 г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме (л.д. 83-92).
Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области подала кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить. В обоснование своей жалобы заинтересованное лицо сослалось на возражения, которые были им представлены в ходе рассмотрения настоящего дела и которым, по его мнению, судом не была дана надлежащая оценка. В дополнение к ним указало, что тарифы на коммунальные услуги для населения Ленинградской области установлены органами государственной власти Ленинградской области и Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в оспариваемом постановлении лишь применила установленный законом предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В связи с этим положения ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к оспариваемому постановлению не могут быть применены (л.д. 93-95).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области было принято Постановление N "Об установлении платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное". Данным Постановлением с ДД.ММ.ГГГГ для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное", были установлены ставки платы за отопление, канализацию, горячее и холодное водоснабжение, размер которых указан в Приложении N к Постановлению (л.д. 23-26).
В своем решении суд первой инстанции на основании анализа положений действующего законодательства и представленных в материалы дела документов обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое постановление было принято Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в установленной законом форме и в рамках предоставленных ей полномочий; было опубликовано.
Вместе с тем, также обоснованным является и вывод суда о допущенном Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области нарушении в части установления даты вступления в силу установленных оспариваемым постановлением ставок платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного закона.
Оспариваемым постановлением в нарушение вышеуказанного положения закона ставки платы за коммунальные услуги для населения были установлены с ДД.ММ.ГГГГ., то есть со дня принятия самого постановления.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным со дня его принятия Постановление Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части установления даты вступления в силу ставки платы за коммунальные услуги для населения, и в соответствии со ст. 253 ГПК РФ обязал Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга граждан путем внесения соответствующих изменений в Постановление в части установления даты вступления в силу установленной ставки платы за коммунальные услуги с опубликованием соответствующих изменений в общественно-политической газете Приозерского района Ленинградской области "Красная звезда".
Доводы кассационной жалобы о том, что положения ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не подлет применению при оценке законности оспариваемого Постановления, представляются необоснованными.
Федеральный закон от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (статья 1 Закона).
При этом под организациями коммунального комплекса понимаются юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а под тарифами и надбавками - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона).
Полномочиями по установлению тарифов и надбавок, применяемых организациями коммунального комплекса в отношениях с потребителями коммунальных услуг, обладают в соответствии со своей компетенцией Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (глава 2 Закона).
Положения ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ регламентируют вопрос вступления в силу тарифов и надбавок, установленных вышеупомянутыми органами государственной власти и местного самоуправления в целях их дальнейшего применения организациями коммунального комплекса в отношениях с потребителями, которыми в жилищном секторе являются:
- в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
- в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
В связи с этим утверждения заинтересованного лица о том, что вышеуказанные положения закона не имеют отношения к Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в части реализации ею своих полномочий по установлению ставок платы за коммунальные услуги для населения ни на чем не основаны и противоречат вышеуказанным положениям закона.
Также представляются необоснованными и утверждения заинтересованного лица о том, что положения ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ в данном конкретном случае могли бы быть применены только к нормативным правовым актам органов государственной власти Ленинградской области, к компетенции которых и относится установление тарифов, тогда как оспариваемым постановлением Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области лишь установила надбавки к ним.
В соответствии с п. 20 ст. 2 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования.
Администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области оспариваемым Постановлением, действительно, не установила сами тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (которые установлены субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью), а только во исполнение Приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области N 158-п от 15.10.2010 г. установила надбавки к ним в соответствии с предельным индексом 115%, установленным данным Приказом.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ регламентирует срок вступления в силу не только тарифов, но и надбавок, которые, также как и тарифы, не могут вступить в силу ранее, чем через один календарный месяц после их установления.
При этом установленные Постановлением от 01.06.2011 г. ставки платы за коммунальные услуги для населения, проживающего на территории МО "Кузнечное", представляют собой не что иное, как утвержденный Правительством Ленинградской области тариф со 115% надбавкой к нему. Итоговый размер платы за коммунальные услуги для населения МО "Кузнечное" установлен именно оспариваемым постановлением, которое в части вступления в силу установленных им ставок не должно противоречить ч. 1 ст. 13 ФЗ от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ.
Утверждения заинтересованного лица о том, что фактически установленные принятым им постановлением ставки платы за коммунальные услуги вступили в силу не 01.06.2011 г., а 10.07.2011 г., так как согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представляются необоснованными.
В срок до 10.07.2011 г. вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.06.2011 г. по 30.06.2011 г., поэтому то обстоятельство, что платежи по установленным 01.06.2011 г. ставкам могут быть произведены и по истечении одного календарного месяца со дня их введения, не свидетельствует о том, что они вступили в силу не с 01.06.2011 г., а позднее. Тем более, что дата их введения в действие прямо указана в самом постановлении N.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения Приозерского городского суда Ленинградской области от 06.10.2011 г. судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 360-361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 06 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 30 ноября 2011 г. N 33-5859/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)