Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 января 2012 г. N 33-766/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в судебном заседании от 24 января 2012 года дело N 2-5072/11 по кассационной жалобе Кожушного А.Г. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года по заявлению Кожушного А.Г. о признании бездействия Министерства обороны РФ незаконным, обязании обеспечить заявителя жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения Кожушного А.Г., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года заявление Кожушного А.Г. о признании бездействия Министерства обороны РФ незаконным, обязании обеспечить заявителя жилым помещением удовлетворено частично.
Вышеназванным решением бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в не обеспечении Кожушного А.Г. жилым помещением в установленном законом порядке с учётом даты его постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признано незаконным. Суд обязал Министерство обороны РФ предоставить Кожушному А.Г. жилое помещение в порядке, установленном действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Кожушному А.Г. отказано.
В кассационной жалобе Кожушным А.Г. просит отменить решение с принятием нового решения о признании бездействие Министерства обороны РФ, связанное с не обеспечением Кожушного А.Г. жилым помещением, незаконным и обязать Министерство обороны РФ предоставить Кожушному А.Г. жилое помещение в г. Москва вне очереди.
Заинтересованное лицо Министерство обороны РФ в кассационном порядке решение не оспаривает.
Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что на основании приказа N "..."начальника вооружения Вооружённых сил РФ - заместителя Министра обороны РФ от "..." года заявитель, состоящий на службе в Вооруженных силах РФ с "..." года, был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, признан подлежащим направлению на воинский учёт в отдел (объединённый) военного комиссариата г. Москвы по Хорошевскому району Северо-Западного административного округа г. Москвы (л.д. "...").
Согласно приказу начальника 803-го военного представительства Министерства обороны РФ от "..." года N "..." заявитель "..." года исключён из списков личного состава 803-го военного представительства Министерства обороны РФ с направлением на учет в военкомат Невского района Санкт-Петербурга. Общая продолжительность военной службы заявителя в календарном исчислении составляет "..." лет "..." мес. "..."дней. (л.д. "...").
Кожушный А.Г. с "..." года состоит в списке очередников на получение жилых помещений во внеочередном порядке (л.д. "...").
Согласно выписке из протокола N "..." заседания Объединённой жилищной комиссии военных представительств Министерства обороны РФ от "..." года, в соответствии с п. 12 приказа Министра обороны РФ от "..." года за N "..." за Кожушным А.Г. признано право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке в связи с увольнением с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям. Номер очереди на получение жилых помещений во внеочередном порядке у заявителя по состоянию на год увольнения со службы - "..." (л.д. "...").
Последним местом службы заявителя является 803-е военное представительство Министерства обороны РФ, дислоцирующееся в г. Москве (л.д. "...").
Заявитель зарегистрирован по адресу: "..." (л.д. "..."), в Санкт-Петербурге зарегистрирован временно по месту пребывания (л.д. "...").
В объеме заявленных требований Кожушный А.Г. указал на то, что до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, чем нарушены его жилищные права, в связи с чем просит суд признать бездействие Министерства обороны РФ, связанное с непринятием мер по обеспечению его жилым помещением, незаконным и обязать Министерство обороны РФ обеспечить его жилым помещением вне очереди в городе Москве, т.е. по последнему месту службы.
В силу п.п. 1, 3-4 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до "..." года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от "..." года N "..." (действовавшими на период возникновения между сторонами спорных правоотношений об обеспечении заявителя жилым помещением во внеочередном порядке в связи с его увольнением из Вооружённых сил РФ по определённому основанию), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет "..." лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Указанный приказ Министра обороны РФ от 15.02.2000 года N 80 утратил силу в связи с принятием приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N 1297.
На основании ст. 57 ч. 1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев предоставления жилья вне очереди. При этом по смыслу указанной правовой нормы предоставление жилья во внеочередном порядке осуществляется исходя из времени возникновения права на внеочередное предоставление жилья.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, 15, 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", учитывая мнение заинтересованного лица, не оспаривающего само по себе право заявителя на получение жилого помещения по последнему месту службы и избранному месту жительства в г. Москве, пришел к выводу о том, что Кожушный А.Г., с "..."г. состоящий в списке очередников на получение жилого помещения, имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, вправе получить жилое помещение по избранному месту жительства, однако до настоящего времени этим помещением не обеспечен, признал бездействие Министерства обороны РФ неправомерным.
Поскольку заявитель в установленном порядке признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, находится на жилищном учете в войсковой части, суд пришел к выводу о том, что заявитель вправе получить жилое помещение во внеочередном порядке по избранному им месту жительства - в г. Москве, а также, что он подлежит обеспечению жилым помещением в порядке очередности исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений среди лиц, относящихся к такой же категории, как и заявитель, обладающих такими же социальными гарантиями.
При этом суд исходил из того, что на момент увольнения заявителя из Вооружённых сил РФ, органом исполнительной власти, каковым является Министерство обороны РФ, обязанное обеспечить заявителя жилым помещением, само право заявителя на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривалось. Вместе с тем, из представленных сторонами доказательств по делу следует, что номер подобной очереди заявителя на получение жилого помещения во внеочередном порядке, на год его увольнения и, соответственно, момент обращения в суд с подобным заявлением, - "...".
Судом отмечено, что само право заявителя на получение в г. Москве (л.д. "...") жилого помещения во внеочередном порядке, но с учётом прав и охраняемых законом интересов иных лиц, имеющих такие же права на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, но состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ более длительный срок, чем заявитель, заинтересованным лицом не оспаривается.
Поскольку поименованными положениями ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" законодателем именно на Министерство обороны РФ как на орган исполнительной власти возложена обязанность по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, суд, с учётом и доводов заинтересованного лица о том, что строительство жилья для военнослужащих в г. Москве в настоящее время не осуществляется, пришел к выводу о том, что требования Кожушного А.Г. о признании подобного бездействия Министерства обороны РФ незаконными подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие строительства жилья для военнослужащих в г. Москве, а также отсутствие реализации заинтересованным лицом иных механизмов обеспечения заявителя жилым помещением, предусмотренных ФЗ "О статусе военнослужащих", при признании Министерством обороны РФ самого права заявителя на получение жилья именно в г. Москве, ущемляет жилищные права заявителя, лишённого возможности в подобной ситуации быть обеспеченным жилым помещением по избранному им месту жительства в установленном законом порядке. При этом суд счел необходимым признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в необеспечении Кожушного А.Г. жилым помещением в установленном законом порядке с учётом даты его постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, обязав Министерство обороны РФ предоставить Кожушному А.Г. жилое помещение в порядке, установленном действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и не свидетельствуют о наличии оснований, в пределах действия ст. 362-364 ГПК РФ, к его отмене.
Руководствуясь статьёй 2 Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2012 г. N 33-766/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)