Определение Ленинградского областного суда
от 19 января 2012 г. N 33-193/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Клишиной Е.А. и Кабировой Е.В.,
при секретаре Лопатиной А.Б.,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Клишиной Е.А., объяснения истца Клещельской М.В., являющейся также представителем истца Клещельской Л.П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Клещельская Л.П. и Клещельская М.В. обратились в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением с учетом принятых изменений к Федеральному государственному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ) об:
- обязании ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ предоставить по договору социального найма освободившуюся комнату площадью 10,6 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес> войсковая часть N <адрес>, на семью, состоящую из двух человек - Клещельской М.В. и Клещельской Л.П. (дочь и мать),
- обязать ответчика заключить с Клещельской М.В. договор социального найма как с нанимателем.
В обоснование искового заявления Клещельская Л.П. и Клещельская М.В. ссылались на те обстоятельства, что на основании договора социального найма от 4 февраля 2005 года они проживают в комнате площадью 15,5 кв. м в двухкомнатной коммунальной <адрес>, находящейся в <адрес> на территории закрытого военного городка войсковой части N в <адрес>. Как указывают истцы, в указанной квартире в комнате площадью 10,6 кв. м на условиях договора социального найма проживал бывший супруг Клещельской Л.П. - К.В.. При этом, по утверждению истцов, после смерти К.В., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, договор социального найма с ним прекратился по основаниям ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и комната приобрела статус освободившегося государственного жилого помещения в коммунальной квартире без вселения новых жильцов. Истцы ссылаются на то обстоятельство, что квартира по указанному адресу находится на балансе ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, как правопреемника Федерального государственного учреждения "Загородная квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - ФГУ "Загородная КЭЧ района"), в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ".
В связи с тем, что, по утверждению истцов, постановлением главы местной администрации "Виллозское сельское поселение" муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" (далее - местная администрация Виллозское СП МО Ломоносовский МР ЛО) N от ДД.ММ.ГГГГ, они признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также в связи с бездействием ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ относительно вопроса предоставления освободившейся комнаты, несмотря на неоднократные обращения Клещельской Л.П., истцы находили наличие оснований для применения положений ст.ст. 19, 50, 57, п. 2 ст. 58, 59, 60 ЖК РФ и требовали судебной защиты нарушенного жилищного права (л.д. 5-7, 63-65, 67).
Определением судьи Ломоносовского районного суда, постановленным 6 октября 2011 года, расширен субъектный состав лиц, участвующих в деле, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" (далее - ФГУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений").
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции Клещельская Л.П. в судебное заседание не явилась, ранее представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствии, указав, что настаивает на удовлетворении исковых требований и поддерживает заявленные в письменном виде ходатайства (л.д. 90). Клещельская М.В. настаивала на удовлетворении искового заявления с учетом принятых изменений по изложенным в нем доводам (л.д.104), при этом указала, что в соответствии с разъяснениями Глав КЭУ МО РФ от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой приобретение жилым фондом статуса служебного (л.д. 106).
В свою очередь, представитель ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ в судебное заседание не явился, главный юрисконсульт ответчика Алексеева Т.А. направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие уполномоченного сотрудника ответчика, а также просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение вопроса о распределении жилых помещений по договору социального найма входит в компетенцию Департамента жилищного обеспечения МО РФ (л.д. 74-75).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" Хвастунова Н.В. направила письменный отзыв по существу искового заявления, в котором обращала внимание суда на то обстоятельство, что спорное жилое помещение имеет статус служебного (л.д.77).
Ломоносовский районный суд 24 ноября 2011 года постановил решение, которым отказал в удовлетворении искового заявления Клещельской Л.П. и Клещельской М.В. в полном объеме (л.д.108-115).
Клещельская Л.П. и Клещельская М.В. не согласились с законностью и обоснованностью постановленного 24 ноября 2011 года судебного решения, представили кассационную жалобу, в которой просили отменить решение суда и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены судебного решения Клещельская Л.П. и Клещельская М.В. ссылались на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на те обстоятельства, что при разрешении спора суд первой инстанции допустил ошибки в применении и толковании норм материального права, а именно ст.ст. 90, 100 ЖК РФ, что не позволило суду первой инстанции всесторонне оценить законодательную регламентацию рассматриваемых спорных правоотношений и правильно ее истолковать. По мнению истцов, вывод суда первой инстанции о том, что квартира является служебной, поскольку находится на территории закрытого военного городка, противоречит Постановлению правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, с учетом того обстоятельства, что на момент предоставления квартиры действовали положения ст.ст. 47, 104, 105 ЖК РСФСР и Приказа Минобороны СССР от 22 февраля 1977 года N 75. Кроме того, истцы ссылаются, что ордера на комнаты в спорной квартире были разделены в соответствии со ст. 86 ЖК РСФСР, которая не распространяется на служебные жилые помещения, а также на то обстоятельство, что в соответствии с разъяснениями Глав КЭУ МО РФ от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой приобретение жилым фондом статуса служебного (л.д.125-130).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене судебного решения по доводам кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Клещельская Л.П. с 1989 года в силу состояния в зарегистрированном браке с К.В., и на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) совместно с дочерью Клещельской М.В., N года рождения, проживает на территории военного городка N по адресу: <адрес>, имея постоянную регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 25).
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р (в редакции от 17 марта 2010 года) "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" территория военного городка войсковой части 14108, расположенного по адресу: 198320 Санкт-Петербург Л-320, отнесена к категории закрытого.
При этом, как установлено судом первой инстанции, указанное обстоятельство согласуется с представленными в материалах дела сведениями (л.д. 24-25, 77, 79-82) и не оспаривается истцами.
После расторжения между К.В. и Клещельской Л.П. на основании решения Ломоносовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с каждым из них ДД.ММ.ГГГГ был заключен отдельный договор социального найма жилого помещения в домах закрытого жилищного фонда, а именно: с К.В. на комнату площадью 10,6 кв. м, с Клещельской Л.П. на комнату площадью 15,5 кв. м в вышеуказанной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ К.В. умер (л.д. 22).
Постанровлением администрации МО "Виллозское сельское поселение" МО "Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" N от ДД.ММ.ГГГГ Клещельская Л.П. была принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемая ею и её дочерью комната имеет площадь менее учётной нормы.
23 июня 2011 года Клещельская Л.П. обратилась с заявлением о предоставлении ей на условиях договора социального найма освободившейся после смерти К.В. комнаты (л.д. 23, 29, 66), при этом, как следует из содержания Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ за номерами N и N, сведения о правах на объекты недвижимого имущества Клещельской М.В. и Клещельской Л.П. соответственно отсутствуют (л.д. 30-31).
Для правильного разрешения заявленного Клещельской Л.П. и Клещельской М.В. спора по существу следует руководствоваться положениями статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", регламентирующей право на жилище, которая предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.. .
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).. .
В соответствии с ч. 5 ст. 15, не претерпевшей изменений с даты вступления в силу настоящего Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Придание статуса служебных жилых помещений жилым помещениям, находящимся в домах на территориях закрытых военных городков, осуществлено в силу прямого указания закона - Федерального закона "О статусе военнослужащих", что исключает общее правило, содержащееся в ЖК РСФСР и ЖК РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, поскольку в соответствии с подп. "а" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленными порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
При таком положении дела довод кассационной жалобы истцов о том, что в соответствии с разъяснениями Глав КЭУ МО РФ от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой приобретение жилым фондом статуса служебного, несостоятелен в силу закона.
Пунктом 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (в редакции от 13 октября 2009 года) "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.
Клещельская Л.П. и Клещельская М.В. не являются военнослужащими или членами семьи военнослужащих, что ими не оспаривается, а потому не имеют права на получение жилого помещения, расположенного в закрытом военном городке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении исковых требований Клещельской Л.П. и Клещельской М.В., правильно определил правоотношения сторон, а также обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", положения ЖК РСФСР и ЖК РФ, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки этих доказательств отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба истцов не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст.ст.360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истцов Клещельской Л.П. и Клещельской М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 19 января 2012 г. N 33-193/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)