Определение Ленинградского областного суда
от 2 февраля 2012 г. N 33-456/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Алексеева А.Н. и Клишиной Е.А.,
с участием прокурора Петровой О.Г.
при секретаре Колесник А.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 декабря 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ломоносовского района, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Клишиной Е.А., возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - администрация МО Ломоносовский МР) об обязании обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а именно: в помещение муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей N 17 "Тополек", расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, реорганизовавшееся путём присоединения к муниципальному образовательному учреждению "Нагорная основная общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Нагорная ООШ"), посредством оборудования входа пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой. В обоснование заявленного требования прокурор указывал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов было установлено, что в нарушение закона здание детского сада МОУ "Нагорная ООШ" вышеуказанными приспособлениями не оборудовано, что создает трудности для доступа в него инвалидов, других мало-мобильных граждан.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика администрации МО Ломоносовский МР Лаврентьева Н.С. иск не признала, ссылаясь на то, что здание детского сада было построено до введения норм и правил, на которые ссылается прокурор, обустройство здания детского сада указанными специальными приспособлениями технически невозможно при соблюдении действующих строительных норм, указанный детский сад является общеобразовательными учреждением, специальные (коррекционные) группы в нём отсутствуют, условий для реабилитации детей-инвалидов не создано.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации МО Ломоносовский МР Зонов А.А. с иском прокурора также не согласился.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - МОУ "Нагорская ООШ" - было уведомлено о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в отсутствии возражений со стороны лиц, принимавших участие в деле, Ломоносовский районный суд постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.
Решением Ломоносовского районного суда от 07 декабря 2011 года удовлетворены исковые требования прокурора Ломоносовского района, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на администрацию МО Ломоносовский МР возложена обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а именно: в помещение детского сада муниципального образовательного учреждения "Нагорная основная общеобразовательная школа", расположенное в <адрес>.<адрес> <адрес>, путём оборудования входа пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.
В кассационной жалобе администрация МО Ломоносовский МР просит решение суда отменить, принять новое решение.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что здание детского сада муниципального образовательного учреждения "Нагорная основная общеобразовательная школа" построено и введено в эксплуатацию задолго до принятия нормативных актов, на которые ссылается прокурор, в настоящее время обустройство входа в здание пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой при соблюдении действующих строительных норм и правил технически невозможно, потребует изменений конструктивных элементов здания, может создать угрозу для жизни и здоровья детей и работников школы. Кроме того, по сведениям администрации на территории Виллозского поселения среди детей дошкольного возраста и их родителей нет инвалидов, использующих кресла-коляски, а указанный детский сад является общеобразовательным учреждением, не является специальным учреждением для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) группы в нём отсутствуют. Бюджет МО Ломоносовский МР является дотационным, средств на оборудование детского сада указанными приспособлениями в 2011, в 2012 году не имеется, а потому при отсутствии в поселении в настоящее время инвалидов, использующих кресла-коляски, считает требования прокурора нецелесообразными и необоснованными. Указывает на то, что в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.ст. 4, 5 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" из местного бюджета осуществляются только расходы по содержанию зданий, организации образовательного процесса и коммунальные расходы, а все остальные расходы осуществляются за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому администрация МО Ломоносовский МР является ненадлежащим ответчиком по данному иску.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Согласно ч. 2 ст. 18 указанного закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под.1 п. 1 ст. 14, под.1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
В соответствии со ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ломоносовского района была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав инвалидов на благоприятную среду жизнедеятельности, в результате которой было установлено, что вход в помещение детского сада муниципального образовательного учреждения "Нагорная основная общеобразовательная школа", расположенное в <адрес> <адрес>, не оборудован пандусами, смотровыми панелями и защитной противоударной полосой.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Формирование расходов бюджетов органов местного самоуправления должно происходить в очередном финансовом году.
При этом суд правильно указал в решении, что отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств по устройству специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа граждан инвалидов и других мало-мобильных групп населения в здание школы, не освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Частью 2 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата бюджетным учреждением муниципальных контрактов производится в пределах доверенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Кроме того, в силу ст.ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Содержание недвижимого имущества не зависимо от даты ввода в эксплуатацию должно осуществляться в соответствии с правилами технической эксплуатации, санитарными и противопожарными нормами. Согласно вводной части СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" данный нормативный документ предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.
Судебная коллегия считает, что здание детского сада муниципального образовательного учреждения "Нагорная основная общеобразовательная школа" не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, поскольку в силу ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность оборудовать здание специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа граждан инвалидов и других мало-мобильных групп населения лежит на органах местного самоуправления, в настоящее время в результате бездействия администрации муниципального образования требования законодательства о социальной поддержке инвалидов не выполняются, нарушенное право инвалидов может быть восстановлено только в результате реконструкции здания и установкой указанных приспособлений для инвалидов с соблюдением требований СНиП 35-01-2001.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.
Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 07 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 2 февраля 2012 г. N 33-456/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)