Определение Ленинградского областного суда
от 9 февраля 2011 г. N 33-609/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Киреевой И.А.,
судей Переверзиной Е.Б., Рогачёвой В.В.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Артемьевой А.С. к Администрации МО Лужский муниципальный район Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем, обязании предоставить бюджетные средства на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Артемьева А.С. обратилась в суд с требованиями к Администрации МО Лужский муниципальный район, Правительству Ленинградской области . о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от ... в части отказа в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения как несовершеннолетнему узнику, обязании Правительства Ленинградской области предоставить ей безвозмездную социальную выплату на приобретение отдельного благоустроенного жилого помещения в <...> в соответствии с учетной нормой жилой площади по <...>, признании за ней как за несовершеннолетним узником фашистских лагерей права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование требований указала, что проживает в коммунальной квартире с частичным благоустройством (отсутствует горячая вода), занимает комнату площадью <...> Постановлением Главы администрации Лужского городского поселения N от ... признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо, обеспеченное жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Внесена в списки ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период ВОВ. Также является инвалидом ... группы. В предоставлении жилого помещения по договору социального найма ей отказано. Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от ... N о невозможности предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения ей отказано. Полагает отказ в предоставлении бюджетных средств незаконным, так как на бывших несовершеннолетних узников распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны.
В заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала адвокат Артемьевой А.С. - Малышенко Т.П..
Представитель ответчика администрации МО Лужский муниципальный район Ленинградской области, извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области, извещенного о слушании дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее в судебное заседание представитель ответчика иск не признала, позиция отражена в письменных возражениях, представленных в материалы дела.
Судом постановлено решение, которым иск Артемьевой А.С. удовлетворен частично. Признан незаконным отказ Правительства Ленинградской области в лице Рабочей группы по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", содержащийся в протоколе N от ..., в предоставлении Артемьевой А.С. бюджетных средств на обеспечение жильем. Правительство Ленинградской области обязано предоставить Артемьевой А.С. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Правительство Ленинградской области просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение процессуальных и моральных норм, поддерживает правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы Правительства Ленинградской области.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие.
В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 122-ФЗ от 22.08.2004 проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
П.п. 2 п. 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" определено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Пункт 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" устанавливает необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2 Указа Президента РФ N 1235).
Вместе с тем, Указ Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действующими Разъяснениями N 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20, в пункте 5 которого указано, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы, соответственно, статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Артемьева А.С. проживает в двухкомнатной коммунальной квартире, является нанимателем комнаты площадью <...>. Совместно с ней проживают внучка и правнучка.
Нанимателем второй комнаты в коммунальной квартире, имеющей площадь 12,8 кв. м. является ФИО
Коммунальная квартира имеет общую площадь 47,7 кв. м., жилую - 26,7 кв. м. На каждого проживающего члена семьи приходится менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Иные жилые помещения у Артемьевой А.С. отсутствуют.
Артемьева А.С. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, о чем ... выдано удостоверение. Также с ... является инвалидом ... группы, инвалидность установлена бессрочно.
Постановлением главы администрации Лужского городского поселения от ... N Артемьева А.С., бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, признана нуждающейся в жилых помещениях, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
... Артемьевой А.С. в адрес главы администрации Лужского муниципального района подано заявление на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", содержащимся в пунктах ... протокола N от ... Артемьевой А.С. отказано в предоставлении бюджетных средств. В протоколе указано, что в соответствии с разъяснениями Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 невозможно предоставить средства федерального бюджета, предусмотренные на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714, бывшим узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Разрешая спор, суд правомерно исходил из того, что в настоящее время имеет место правовая неопределенность относительно вопроса наличия льгот по обеспечению жильем . лиц, имеющих статус несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, поскольку императивной правовой нормы, устанавливающей подобную льготу для лиц, обладающих подобным статусом, ни в одном действующем законодательном акте не содержится.
Отсутствие же правового регулирования данных правоотношений ставит лиц, имеющих статус несовершеннолетних узников и претендующих в данный момент на предоставление указанной льготы, в неравное положение с обладающими таким статусом лицами, уже воспользовавшимися правом на получение социальных льгот на основании Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Проанализировав приведенные правовые нормы, устанавливающих наличие прав и определяющих порядок предоставления льгот по обеспечению жильем определенных категорий граждан, суд сделал правильный вывод о том, что лица, имеющие статус бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны, по формам и объему государственной социальной поддержки должны приравниваться к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, а потому имеют право на предоставление им всех мер социальной поддержки и льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в том числе и предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Артемьева А.С. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны имеет право на предоставление ей в соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной для участников Великой Отечественной войны.
Ссылка в протоколе Рабочей группы в обоснование отказа на письмо Минрегиона России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 несостоятельна, так как данный документ не является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном законом порядке. Кроме того, письмо Минрегиона России от России от 19.03.2010 N 10496-СК/07 фактически противоречит действующему законодательству.
Поскольку право Артемьевой А.С. на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, прямо предусмотрено ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", специального признания за Артемьевой А.С. указанного права судебным решением не требуется, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований в части признания за ней права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Податель жалобы ссылается на то, что судом не приняты во внимание разъяснения Верховного Суда РФ, согласно которым обращение Артемьевой А.С. подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Учитывая, что Артемьевой А.С. в порядке искового производства предъявлены требования о восстановлении нарушенных прав и законных интересов путем признания права на предоставление жилого помещения, признании незаконным отказа и обязания предоставить безвозмездную единовременную денежную выплату, необоснованны.
Доводы жалобы, что судом не учтены положения ст. 53 ЖК РФ, а также позиция Конституционного Суда РФ, высказанная в определении N 258-0-00 от 19.04.2007, противоречат содержанию обжалуемого судебного акта. Более того, внучка вселена нанимателем в качестве члена семьи и зарегистрирована в жилом помещении в 2005 году, на тот момент Артемьевой А.С. не было и не могло быть известно о том, что спустя 3 года родиться ребенок и будет зарегистрирован в квартире по месту жительства матери. При этом представителем ответчика не приняты во внимание положения ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, в силу которой на вселение к родителям несовершеннолетних детей не требуются согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Ссылка на то, что на каждого из двух нанимателей квартиры, в которой в настоящее время проживает Артемьева А.С., приходится по 26,7 кв. м. общей площади, основан на неверных арифметических расчетах, поскольку общая площадь квартиры составляет 47,7 кв. м..
Кроме того, на жилой площади, нанимателем которой является истица, проживают еще двое членов ее семьи.
Ссылки на несоответствие Постановления администрации МО Лужское городское поселение от ... N требованиям законодательства ошибочны. Как правильно указал суд первой инстанции, указанное постановление никем в установленном законом порядке и сроки не оспорено, издано в пределах полномочий, предусмотренных ст. 52 ЖК РФ.
Более того, нуждаемость Артемьевой А.С. в жилых помещениях не являлась предметом проверки Рабочей группы и не служила основанием к отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, для проведения которой оснований не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельство, произвел надлежащую оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил законное и обоснованное решение, применив нормы права, подлежащие применению.
Ссылок на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, являющееся безусловным основании к отмене судебного решения, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" N 353-ФЗ от 09.12.2010, ч. 1 ст. 347, ст.ст. 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 29 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 9 февраля 2011 г. N 33-609/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)