Определение Ленинградского областного суда
от 21 апреля 2011 г. N 33-1984/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеева А.Н.,
судей Кошелевой И.Л., Насиковской А.А.,
при секретаре Швецовой Ю.Ю.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2011 года, которым удовлетворено исковое заявление Гатчинского городского прокурора Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большеколпанского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., пояснения представителя администрации Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Ласута Н.М., поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Гатчинский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения д<адрес>, протяженностью 1,0 км.
В обоснование исковых требований, ссылаясь на ст. 2, 4, 7 Областного Закона от 8 июля 1997 года N 28-03 "Об автомобильных дорогах Ленинградской области", п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", прокурор указал, что проведенной проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования выявлено, что в отношении указанной автодороги не произведена техническая паспортизация. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы неопределенного круга граждан.
Ответчик, в лице своего представителя Ласута Н.М., исковые требования не признал, полагая, что требования прокурора не основаны на законе.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2011 года исковые требования Гатчинского городского прокурора удовлетворены, ответчик обязан произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения д.<адрес>, протяженностью 1,0 км в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
В кассационной жалобе Администрация МО Большеколпанское сельское поселение просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным определением и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Указывает, что судом в ходе судебного разбирательства не выяснены обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении прав неопределенного круга лиц. Указывает также, что общее руководство техническим учетом дорог и их паспортизацией должны осуществлять дорожные управления, притом, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями ведения государственного учета. Ссылается также на то, что требование прокурора не основано на действующем бюджетном законодательстве, поскольку является неправомерным обязание ответчика производить расходование средств в противоречии с утвержденным Советом депутатов МО Большеколпанское сельское поселение решением о бюджете.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 8 ноября 2007 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пп. 5 ч. 1 ст. 4 Устава МО Большеколпанское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что дорога расположена в границах населенного пункта муниципального образования Большеколпанское сельское поселение, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ее паспортизацию в силу закона должен осуществлять ответчик.
Доводам ответчика о том, что паспортизация автомобильных дорог проводится дорожным органом, а не администрацией, а также о недоказанности того факта, что отсутствие паспортов нарушает права неопределенного круга лиц, суд дал надлежащую оценку, которую судебная коллегия считает правильной.
Согласно п. 5.3.4., п. 5.4.7. "Положения о Федеральном дорожном агентстве", утвержденного постановлением Правительства России от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам и осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог всех форм.
Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. В свою очередь, безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Ссылки кассатора на неправомерное вторжение суда в сферу бюджетных правоотношений между администрацией МО Большеколпанского сельского поселения и Советом депутатов <...> судебная коллегия находит безосновательными, поскольку они не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Большеколпанского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 апреля 2011 г. N 33-1984/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)