Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 января 2012 г. N 33-649
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Александровой Ю.К. и Зарочинцевой Е.В.,
при секретаре
Цветковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам Главы 40 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), на основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационную жалобу Уткина П. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года по делу N 2-4256/11 по иску Гатчинского городского прокурора прокуратуры Ленинградской области в защиту интересов Уткина П. Н. к Правительству Ленинградской области и Комитету Правительства Ленинградской области по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 10 июня 2010 года N 5 и обязании предоставить бюджетные средства для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В., действующей на основании доверенности от 26.12.2011 сроком по 31.12.2012, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Гатчинский городской прокурор прокуратуры Ленинградской области обратился в суд в защиту интересов Уткина П.Н. к Правительству Ленинградской области, Комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <дата> в части отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем Уткина П.Н., обязании Правительства Ленинградской области обеспечить Уткина П.Н. жильем, обязании Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству выделить Правительству Ленинградской области денежные средства, необходимые для обеспечения Уткина П.Н. жильем, указывая на то, что Уткин П.Н. стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеет право на получение жилья как ветеран Великой Отечественной войны на основании Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008, однако оспариваемым решением рабочей группы ему было незаконно отказано в предоставлении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27.07.2011 в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2011 указанное решение в части отказа Гатчинскому городскому прокурору прокуратуры Ленинградской области в защиту интересов Уткина П.Н. в удовлетворении требований, заявленных к Комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, об обязании выделить денежные средства оставлено без изменения, в остальной части отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09.11.2011 в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
Не согласившись с постановленным судом первой инстанции решением, Уткин П.Н. подал кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что Уткин П.Н., являющийся ветераном Великой Отечественной войны, с семьей из двух человек (сам и супруга Уткина Г.С.) постановлением Главы администрации МО "Город Гатчина" от <дата> N... признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку граждан, меры социальной поддержки которым установлены ФЗ РФ "О ветеранах".
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от <дата> Уткину П.Н. в предоставлении средств для обеспечения жильем было отказано на основании ст. 14 ФЗ "О ветеранах" в связи с тем, что он был принят на учет в нарушение ст. 51 ЖК РФ, так как обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы; причиной отказа послужило наличие в собственности у С.А. - внучки Уткина П.Н. - жилого дома с надворными постройками общей площадью 63,6 кв. м, жилой площадью 45,3 кв. м, расположенного по адресу <адрес>.
Обращаясь в суд, истец указывал на то, что решение рабочей группы является незаконным, поскольку Уткин П.Н. уже признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, состоит на соответствующем учете и должен быть обеспечен жильем за счет средств бюджета.
Разрешая спор по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что постановка Уткина П.Н. на учет нуждающихся была осуществлена незаконно, а потому, не взирая на наличие Постановления Главы администрации МО "Город Гатчина" о постановке Уткина П.Н. на учет, он не подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств бюджета, поскольку п. 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, где нуждаемость в улучшении жилищных условий является основанием для обеспечения ветеранов жильем, однако, Уткин П.Н. на сегодняшний день не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, находит выводы суда первой инстанции правильными.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Уткин П.Н. и его супруга Уткина Г.С. с <дата> постоянно зарегистрированы в квартире по адресу ЛО, <адрес>. Помимо супругов Уткиных в указанной квартире зарегистрированы С.Т. и С.А. В настоящее время на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <дата>, от участия в которой супруги Уткины отказались, собственником вышеуказанной квартиры является С.А. - внучка Уткиных (л.д. 45-46), имеющая на праве собственности также жилой дом по адресу ЛО, <адрес>.
Общая площадь занимаемой Уткиными квартиры составляет 40 кв. м., жилая - 27,3 кв. м.
Порядок ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен областным законом Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Статья 1 указанного закона в ч. 1 предусматривает, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право: а) малоимущие граждане Российской Федерации и члены их семей, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях;
б) определенные федеральным законом или областным законом категории граждан, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 ст. 1 областного Закона учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления.
В рамках реализации данной нормы решением совета депутатов муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 31.03.2005 N 245 учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена 9 кв. м.
Учитывая общую площадь жилого помещения, занимаемого Уткиным П.Н. и его супругой Уткиной Г.С., а также число зарегистрированных на указанной жилой площади граждан, на сегодняшний день супруги Уткины обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной в МО "Гатчинский район" Ленинградской области.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 1 областного Закона при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что супруги Уткины отказались от приватизации занимаемой ими квартиры по <адрес> в пользу внучки С.А., при том, что квартира была им предоставлена государством еще до рождения внучки, таким образом, супруги Уткины, имея возможность приобрести квартиру в общую совместную собственность, отказались от приватизации квартиры в пользу лица, уже имеющего на праве собственности жилое помещение, чем ухудшили свои жилищные условия.
Таким образом, в отношении Уткина П.Н. усматривается наличие обстоятельств, препятствующих постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, постановлением Главы администрации МО "Город Гатчина" от <дата> N... была осуществлена постановка Уткина П.Н. на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Рабочая группа при Правительстве Ленинградской области, чье решение оспаривает истец, образована для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2006 N 235 "О мерах по реализации в Ленинградской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Основными задачами рабочей группы, согласно Положению о рабочей группе, в том числе, является проверка документов учетных дел, при этом, рабочей группе предоставлено право при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи.
Согласно разделу 2 подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы основной задачей подпрограммы является финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - социальные выплаты), а также путем предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах (далее - жилые помещения), приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Положения ФЗ РФ "О ветеранах" также предполагают обеспечение участников ВОВ, к числу которых принадлежит Уткин П.Н., жильем за счет средств федерального бюджета.
Одними из основных принципов, на которых базируется бюджетная система РФ, согласно Главе 5 Бюджетного кодекса РФ являются результативное, эффективное, адресное и целевое расходование бюджетных средств.
Таким образом, рабочая группа, с целью соблюдения принципов бюджетной системы, решая вопрос о выдаче средств бюджета, не только вправе, но и обязана провести проверку представленных документов для установления в действительности ли лицо, обратившееся за получением средств бюджета, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право в соответствии с действующим законодательством на получение указанных средств.
В настоящем случае, рабочая группа, проверив в рамках компетенции основания для предоставления Уткину П.Н. бюджетных средств на улучшение жилищных условий, и установив, что принятие Уткина П.Н. на учет нуждающихся было осуществлено в нарушение требований ст. 51 ЖК РФ, обоснованно отказала Уткину П.Н. в выделении бюджетных средств, не допустив, таким образом, нецелевого их расходования, т.е. направления на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания несоответствующим закону решения рабочей группы и обязания ответчика предоставить бюджетные средства для обеспечения Уткина П.Н. жильем.
Доводы кассационной жалобы на правильность выводов суда по существу рассмотренного спора не влияют и оснований к отмене постановленного судом первой инстанции решения не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2011 года оставить без изменения, поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2012 г. N 33-649
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)