Определение Ленинградского областного суда
от 11 января 2012 г. N 33-24/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Нестеровой М.В., Насиковской А.А.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
при секретаре Колесник А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.А. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 октября 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Тосненского городского прокурора, действующего в интересах Орловой К.В. и Балычева В.А. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <данные изъяты> объяснения представителя Правительства Ленинградской области по доверенности Яровой И.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Прокуратуры Ленинградской области Чигаркиной Е.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Тосненский городской прокурор, действующий в интересах Орловой К.В., ее несовершеннолетнего сына Балычева В.А., 2008 года рождения, обратился в суд с требованиями к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об обязании предоставить Орловой К.В. на состав семьи 2 человека благоустроенное жилое помещение вне очереди в г. Тосно Ленинградской области.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Тосненской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Орловой К.В. по вопросу не обеспечения ее жильем вне очереди в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и не имевшего закрепленного за ним жилья, после прекращения опеки (попечительства) в 2003 году, а также необоснованного не включения в отдельный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, администрацией Тосненского района и администрацией Тосненского городского поселения. В ходе проведенной проверки установлено, что в связи с лишением родительских прав одинокой матери Орловой К.В., <данные изъяты> - Орловой Н.А., решением исполнительного комитета Тосненского городского совета народных депутатов Ленинградской области ... от <данные изъяты> над Орловой К.В. и ее сестрой Орловой Е.В. была установлена опека. Опекунами назначены супруги <данные изъяты> В момент установления опеки у Орловых К.В. и Е.В. не имелось закрепленного за ними жилого помещения. 27.10.1989 г. Орловы были зарегистрированы по месту жительства опекунов по адресу: <данные изъяты> где имеют регистрацию вплоть до настоящего времени.
Решением исполнительного комитета Тосненского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 21.12.1989 N 664/68 "О постановке на учет по обеспечению жилой площадью местного Совета" Орловы К.В. и Е.В. были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи опекуна <данные изъяты> по основаниям, предусмотренным п. 15.1 Правил, как занимающие жилую площадь 5,5 кв. м. и менее. Учитывая основания постановки на учет, льгота среди детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, Орловым К.В.и Е.В. не предоставлялась.
Проживание Орловой К.В. в жилом помещении опекунов <данные изъяты> в силу пункта 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ не лишает ее права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, поскольку право пользования опекаемой жилым помещением опекуна ограничено временем установления опеки. Так как жилое помещение за Орловой К.В. не закреплялось, она была зарегистрирована у своих опекунов и после достижения совершеннолетия. О своем праве на получение жилья вне очереди по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Орлова К.В. узнала только в 2011 году - из письма заместителя главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 28.03.2011 года.
На Орлову К.В. распространяются положения ст. 8 Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 5 закона Ленинградской области от 28.07.2005 года N 65-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области".
В соответствии со ст. 8 указанного закона Ленинградской области, предусмотренные ст. 5 Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных учреждениях, финансируются из областного бюджета Ленинградской области.
В ходе судебного разбирательства, прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчиков предоставить Орловой К.В. на состав семьи 2 человека, в том числе ее несовершеннолетнему сыну Балычеву В.А., 2008 года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ленинградской области, администрация Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал, указав обстоятельства, изложенные в иске.
Истец Орлова К.В. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Корнеев А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, возражений по иску не представил.
Представитель Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. В отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица - администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 октября 2011 года (л.д. 114-120) исковые требования Тосненского городского прокурора, действующего в интересах Орловой К.В. и Балычева В.А. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение удовлетворены частично.
На администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области возложена обязанность предоставить Орловой К.В. на состав семьи 2 человека, в том числе Балычева В.А.. 2008 года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе (л.д. 128-131) представитель Правительства Ленинградской области Яровая И.А., выражая свое несогласие с состоявшимся судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В доводах жалобы указывает, что Орлова К.В. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты> Следовательно, Орлова К.В. как состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении с 21.12.1989 г. подлежит обеспечению жилой площадью на общих основаниях в соответствии с нормами ЖК РФ. Кроме того, Орлова К.В.,1986 г. рождения не может быть отнесена к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее возраст превышает 23 года. Представитель также указывает, что на Балычева В.В., 2008 г. р. не распространяются льготы по предоставлению жилых помещений, предусмотренные ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", истица имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ей государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение ее изолированным жилым помещением по норме предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу положений названного Закона, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не имеющих закрепленного жилого помещения, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
Федеральным законодателем в ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Вместе с тем статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, находящейся в нормативном единстве со статьей 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 65-оз "О дополнительных гарантиях социальной поддержки" установлено, что дополнительными на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области являются гарантии обеспечения вне очереди жилой площадью.
Таким образом, круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) установлен ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как усматривается из материалов дела, одинокая мать Орловой К.В. - Орлова Н.А. была лишена родительских прав.
Решением исполкома Тосненского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от ... ... несовершеннолетней Орловой К.В., 1985 г.р. был назначен опекун - <данные изъяты> Решением исполнительного комитета Тосненского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от 21.12.1989 г. N 664/68 <данные изъяты> составом семьи, в том числе и Орлова К.В., 4 человека, как обеспеченные жилой площадью ниже установленной учетной нормы 5,5 кв. м. на каждого проживающего.
Орлова К.В. с 27.10.1989 г. постоянно зарегистрирована по адресу: <данные изъяты> нанимателем которого по договору социального найма является <данные изъяты>
11.04.2003 г. <данные изъяты> согласно личному заявлению освобожден от исполнения своих обязанностей попечителя в отношении несовершеннолетней Орловой К.В., последняя определена в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За Орловой К.В. сохранено право пользования однокомнатной квартирой жилой площадью 17,5 кв. м. по адресу: <данные изъяты>
Постановлением администрации Тосненского городского поселения Тосненского района от 21.04.2010 г. за N 119, в состав семьи Орловой К.В., состоящей на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий с 21.12.1989 г. включен сын -Балычев В.А.,27.05.2008 г.р.
Судом установлено, что Орлова К.В. обращалась в администрацию Тосненского района с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Однако ей в этом было отказано с ссылкой на то обстоятельство, что льгота детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присвоена не была.
Давая оценку представленным доказательствам в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Орлова К.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди.
Суд обоснованно признал несостоятельным довод ответчика о том, что за Орловой К.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты> в связи с чем она имеет право на улучшение жилищных условий в общем порядке. При этом суд правильного исходил из того, что указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма органами местного самоуправления.
Следовательно, у Орловой К.В., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Выводы суда правомерно основаны не только на положениях действующего жилищного законодательства, но и на положениях чч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ, которой гарантируется каждому гражданину право на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При этом, судебная коллегия также принимает во внимание, что обеспечение вне очереди жилым помещением категорий граждан, к числу которых относится истица, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение такого лица в очередь по обеспечению жилым помещением.
Следует учитывать, что Орлова К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем при осуществлении своей деятельности орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен реализовывать государственную социальную политику, направленную на защиту интересов таких лиц.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части.
Однако, выводы суда о предоставлении Орловой К.В. на состав семьи 2 человека, в том числе Балычева В.А., 2008 г.р., вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы, не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем в указанной части решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Наличие на иждивении Орловой К.В. малолетнего ребенка - Балычева В.А., 2008 г.р., не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Орлова К.В.,1986 г. рождения не может быть отнесена к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее возраст превышает 23 года, является необоснованной, поскольку они основаны на неправильном толковании положений ст. 57 ЖК РФ.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены судом первой инстанции, по существу доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию закона, что не может являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 октября 2011 г. изменить. Изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Обязать администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области предоставить Орловой К.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области.
В остальной части решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Ленинградской области Яровой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 11 января 2012 г. N 33-24/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)