Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 31 января 2012 г. N 33-318/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Пучинина Д.А. и Нюхтилиной А.В.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 января 2012 года кассационную жалобу Богданова И.И. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года по делу N 2-2961/11 по иску Богданова И.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга (государственному учреждению) о восстановлении нарушенного права на выплаты, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны.
Дело рассмотрено судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2011 г.), на основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения Богданова И.И. и его представителя адвоката Жуковой Н.А., поддержавших жалобу, представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга Журавлева Д.Н., полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
15.01.2001 г. Богданову И.И. <дата> г. рождения было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (л.д.11, 12).
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2009 г. по делу N 2-2659/09, вступившим в законную силу 30.11.2009 г., было удовлетворено заявление Богданова И.И. об установлении факта его участия в сплошном разминировании местности Опочецкого района Псковской области во время Великой Отечественной войны с 27.04.1945 г. по 09.05.1945 г. (л.д.13).
На основании указанного решения отделом Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району 24.12.2009 г. Богданову И.И. было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, предусмотренные ст. 15 ФЗ "О ветеранах" (л.д.12), 29.12.2009 г. ему выдана справка N 2/224 о том, что он проходил военную службу в составе в/ч 43655 запасного стрелкового полка 1-й Горьковской стрелковой дивизии, который с 27.04.1945 г. по 09.05.1945 г. разминировал местность Опочецкого района Псковской области (л.д.14).
С учетом вышеназванных документов Управлением Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга с 01.12.2009 г. была назначена Богданову И.И. вторая пенсия по инвалидности на основании подпункта 2 пункта 3 ст. 3 и пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в размере <...> руб. (л.д.80).
Кроме того, Богданову И.И. с 01.01.2010 г. было назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в размере 1.000 рублей, установленном подпунктом "а" пункта 1 этого Указа для инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (л.д.79).
Ранее, с 01.05.2005 г., Богданову И.И. дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивалось в размере 500 рублей, предусмотренном подпунктом "б" пункта 1 того же Указа для военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, т.е. для лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах".
23.03.2010 г. в адрес Управления Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга было направлено письмо начальника отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району с просьбой прекратить выплату Богданову И.И. по подпункту 1 "е" пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" и с указанием об ошибочности выдачи ему удостоверения ветерана войны от 24.12.2009 г. (л.д.24).
Данное указание было мотивировано тем, что категория участников Великой Отечественной войны, предусмотренная подпунктом "е" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", включает лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года, в то время как установленный решением суда факт свидетельствует об участии Богданова И.И. в разминировании местности Опочецкого района Псковской области как красноармейца в/ч 43655 94-го запасного стрелкового полка 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии, т.е. как военнослужащего воинской части, не входившей в состав действующей армии, в рамках выполнения его служебных обязанностей.
На том же основании 13.04.2010 г. начальником отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району был утвержден акт о признании недействительным с 23.03.2010 г. удостоверения участника ВОВ, выданного на имя Богданова И.И. 24.12.2009 г. (л.д.23).
С 01.04.2010 г. Управлением Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга была прекращена выплата Богданову И.И. пенсии по инвалидности, а размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения был снижен до 500 рублей, о чем 05.04.2010 г. истец был уведомлен письмом (л.д.15, 79-81).
Богданов И.И. обратился в суд с исковым заявлением, уточнив которое, просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Красносельском районе восстановить нарушенное право путем возобновления выплаты ему льгот, предусмотренных ст. 15 ФЗ "О ветеранах", с 01.04.2010 г., и взыскать в его пользу задолженность, образовавшуюся с 01.04.2010 г. (л.д.53-54).
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2011 г. в удовлетворении требований Богданова И.И. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга, который в лице отдела по Красносельскому району, привлеченного судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, извещался о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.73).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит её подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о том, что выданное истцу удостоверение правомерно было признано недействительным, а льготы отменены, указав, что факт, установленный решением суда от 17.11.2009 г., в действительности не порождает юридических последствий, поскольку не влечет отнесения истца к категории участников ВОВ, предусмотренной подпунктом "е" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах".
Однако с этим указанием согласиться нельзя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" к числу участников Великой Отечественной войны относятся, в частности:
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года (подпункт "е");
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
Положения подпункта "е" указывают на то, что правовое значение законодателем придается самому факту участия в операциях по боевому тралению (т.е. разминированию на воде) в период Великой Отечественной войны и по разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
Такое участие приравнено законодателем к участию в боевых действиях, на что косвенно указывает и норма подпункта 2 пункта 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах", согласно которой к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года.
Таким образом, участие военнослужащих и иных названных в законе лиц в соответствующих операциях после окончания Великой Отечественной войны влечет их признание ветеранами боевых действий, объем социальной поддержки которых по смыслу положений ст.ст.15-17 ФЗ "О ветеранах" выше, чем у участников войны, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Закона.
Однако, по смыслу приведенных выше положений Закона в их взаимосвязи, участие в таких же операциях военнослужащих частей, не входивших в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны должно влечь те же правовые последствия, что и участие в боевых действиях в тот же период, независимо от того, осуществлялось ли это в рамках их обязанностей военной службы.
Кроме того, независимо от изложенного выше, у суда первой инстанции не имелось достаточных оснований для вывода о том, что Богданов И.И. не может считаться лицом, привлекавшимся к разминированию территорий и объектов организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти.
В подпункте "е" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Закона отсутствует какое-либо указание на то, что к таким лицам могут быть отнесены исключительно представители гражданского населения.
В свою очередь, в решении Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2009 г., которым установлен факт участия Богданова И.И. в сплошном разминировании местности Опочецкого района Псковской области с 27.04.1945 г. по 09.05.1945 г., отражено, что на основании постановления Государственного комитета Обороны СССР N 6784 от 25.10.1944 г. Богданов И.И. был призван на военную службу, проходил её в 18 запасном артиллерийском полку, приказом N 58 от 21.02.1945 г. был направлен для прохождения дальнейшей службы в распоряжение командира воинской части 43655, которая относилась к 94 запасному стрелковому полку 1 Горьковской запасной стрелковой дивизии, куда он был зачислен 28.08.1945 г.
Однако в этом решении не содержится никаких данных о том, в каком порядке военнослужащие 1-й Горьковской запасной стрелковой дивизии привлекались к работам по разминированию местности в Опочецком районе, и в частности, принималось ли соответствующее решение военным командованием самостоятельно или по согласованию с местными органами государственной власти.
Напротив, то обстоятельство, что в директиве штаба Московского военного округа N 88787 от 14.04.1945 г., содержание которой приведено в решении суда, предусматривалось выделение "на работы" определенного количества красноармейцев из каждого полка, в том числе в Опочецком районе - 3.000 человек, косвенно указывает на то, что это могло производиться во взаимодействии с местными органами государственной власти.
При таком положении выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом решении, нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем при рассмотрении дела судом были допущены также нарушения норм процессуального права, при которых вынесение правильного решения по существу спора исключалось.
Согласно ст. 28 ФЗ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Разрешая спор, суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что, как указано выше, до выдачи удостоверения от 24.12.2009 г. Богданову И.И. 15.01.2001 г. было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" (л.д.12).
Этой статьей предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов войны, включающие льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, в том числе право на одновременное получение двух пенсий (подпункт 1 п. 3 ст. 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"). Данная категория граждан наравне с участниками ВОВ пользуется также правом на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1.000 руб. (п."а" п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 г. N 363).
В связи с этим суду следовало надлежащим образом проверить, действительно ли право Богданова И.И. на получение спорных выплат зависит только от факта, установленного решением суда от 17.11.2009 г., и от удостоверения, выданного ему 24.12.2009 г.
Указанный вопрос судом на обсуждение не ставился, хотя он имел существенное значение для правильного разрешения спора.
В свою очередь, исходя из оснований иска, указанных самим Богдановым И.И., разрешение спора о его праве на установленные ему ответчиком и в дальнейшем прекращенные выплаты было связано с необходимостью оценки законности действий военного комиссариата по отзыву выданного истцу удостоверения о праве на льготы.
То, что обращение Богданова И.И. в суд было направлено в том числе на оспаривание законности действий военного комиссариата, прямо вытекает из содержания его исковых заявлений, несмотря на то, что в их просительную часть не было отдельно включено соответствующее требование в отношении военного комиссариата.
В первоначальном исковом заявлении, поданном Богдановым И.И. в суд 26.05.2011 г., был указан в качестве второго ответчика отдел военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району (л.д.9-10).
Это исковое заявление было оставлено без движения определением судьи от 02.06.2011 г. с указанием на необходимость уточнения требований, предъявляемых ко второму ответчику, а также на отсутствие у отдела военного комиссариата по Красносельскому району Санкт-Петербурга статуса юридического лица, т.е. процессуальной правоспособности, и невозможность его самостоятельного участия в деле в качестве ответчика (л.д.8).
В порядке выполнения требований судьи Богданов И.И. представил в суд уточненное исковое заявление, в котором районный отдел военного комиссариата был указан в качестве третьего лица (л.д.3-6).
Однако это не устранило необходимости уточнения требований истца, а также правильного определения органа, подлежащего привлечению к делу, поскольку основания его требований к Управлению Пенсионного фонда РФ были связаны с оспариванием законности действий Военного комиссариата Санкт-Петербурга в лице его отдела по Красносельскому району.
Между тем, дело было рассмотрено судом по существу с привлечением к участию в нем в качестве третьего лица отдела Военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району, который, как ранее было указано судом, не обладает процессуальной правоспособностью, при этом от его имени в судебном разбирательстве участвовал представитель с доверенностью, содержавшей полномочие на ведение дел в интересах призывной комиссии Красносельского района, т.е. не уполномоченный на представительство Военного комиссариата Санкт-Петербурга (л.д.20, 21, 22).
Согласно ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ к числу задач подготовки дела к судебному разбирательству относятся уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Частью 3 ст. 40 Кодекса предусмотрено, что в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
В данном случае, с учетом характера спора, связанного с реализацией прав истца в области социальной защиты, и личности Богданова И.И., в том числе его возраста, особое значение имело также надлежащее выполнение судом функций, указанных в ч. 2 ст. 12 Кодекса, по смыслу которой в условиях состязательного процесса суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Исходя из этого суду следовало поставить на обсуждение вопрос о привлечении Военного комиссариата Санкт-Петербурга в качестве второго ответчика и разъяснить Богданову И.И. возможность предъявить требование об оспаривании законности действий комиссариата по отзыву выданного удостоверения.
При рассмотрении такого требования подлежали бы учету нормы Постановления Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны", которым утверждены единый образец бланка удостоверения, описание бланка и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 инструкции выдача удостоверения гражданам из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и лиц командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., а также из числа лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, производится уполномоченными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства.
Выдача удостоверения гражданам из числа лиц, привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г., производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в данном случае обстоятельства дела могут свидетельствовать об ошибочности выдачи Богданову И.И. удостоверения, обусловленной не отсутствием у него права на соответствующие льготы, а отсутствием у военного комиссариата компетенции выдавать удостоверения данной категории граждан.
Однако это не исключает необходимость оценить, влечет ли в таком случае недействительность удостоверения безусловное прекращение права Богданова И.И. на назначенные ему выплаты, либо это право может быть подтверждено путем обращения за выдачей удостоверения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, поставить на обсуждение соответствующие процессуальные вопросы, а также все юридически значимые обстоятельства, и в зависимости от их установления разрешить спор.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2011 г.), судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 ноября 2011 года по настоящему делу отменить. Дело направить в тот же суд для нового рассмотрения в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2012 г. N 33-318/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)