Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 1 февраля 2012 г. N 33-1325
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Зарочинцевой Е.В. и Параевой В.С.,
при секретаре
Цветковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам Главы 40 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), на основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационную жалобу Афанасьевой В. В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года по делу N 2-4108/11 по заявлению Афанасьевой В. В. о признании незаконным бездействия администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения Афанасьевой В.В. и ее представителей Максимовой Т.П., действующей на основании доверенности от 15.06.2011 сроком на 3 года, Морозова А.Ю., действующего на основании доверенности от 30.01.2012 сроком на 1 год, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Афанасьева В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, выразившегося в уклонении от разрешения по существу заявления Афанасьевой В.В. от 25.04.2011 о предоставлении жилья как инвалиду Великой Отечественной войны, и просила признать бездействие администрации незаконным и обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга принять по заявлению Афанасьевой В.В. мотивированное решение.
Уточнив заявленные требования, Афанасьева В.В. просила суд обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга предоставить ей отдельное жилое помещение, исключив требование о принятии мотивированного решения, при этом не исключая требование о признании незаконным бездействия администрации района.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22.11.2011 Афанасьевой В.В. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, Афанасьева В.В. подала кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, будучи надлежаще извещенной о месте и времени судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, заслушав мнение заявителя и его представителей, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Афанасьева В.В. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
25.04.2011 Афанасьева В.В. обратилась в Жилищный отдел администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга и к Главе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлениями, в которых просила посодействовать в решении вопроса об обеспечении жилым помещением, ссылаясь на то, что она (Афанасьева В.В.) как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей имеет право на социальное обеспечение как инвалид ВОв, в т.ч. обеспечение жилым помещением, однако, несмотря на то обстоятельство, что Афанасьева В.В. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей было отказано в предоставлении жилого помещения.
На заявление Афанасьевой В.В. начальником жилищного отдела администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга 04.05.2011 был дан ответ о том, что Афанасьева В.В., являясь бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, и не являясь вдовой участника ВОв, не отнесена законом к категории граждан, которая в соответствии с ФЗ РФ "О ветеранах" подлежит обеспечению жилым помещением за счет средств государства, и учитывая, что Афанасьева В.В. состоит на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, а не на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, законных оснований для обеспечения ее жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 не имеется.
Аналогичный ответ направлен Афанасьевой В.В. за подписью заместителя главы администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Оценивая обоснованность требований заявителя, суд первой инстанции, проанализировав положения п. 8 ст. 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ФЗ РФ "О ветеранах", Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008, письма Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 N 10946-СК/07, пришел к выводу о том, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, к числу которых относится Афанасьева В.В., не поименованы в ФЗ РФ "О ветеранах", и иными нормативно-правовыми актами не отнесены к категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, не усмотрел оснований для удовлетворения требования Афанасьевой В.В. предоставить жилое помещение.
Также суд установил, что обращения Афанасьевой В.В., адресованные в жилищный отдел администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, а также Главе администрации, в установленный законом срок были рассмотрены, по существу обращений Афанасьевой В.В. был дан мотивированный ответ, в связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействия администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия полагает возможным не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация, вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
При рассмотрении заявления Афанасьевой В.В. суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в части срока рассмотрения заявлений Афанасьевой В.В. права заявителя нарушены не были, поскольку ответы на заявления были направлены Афанасьевой В.В. в установленный ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" 30-тидневный срок. Кроме того, ответы на заявления Афанасьевой В.В. были даны по существу поставленных заявителем вопросов, как того требует ст. 5 ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела, судом сделан неверный вывод о том, что Афанасьева В.В. как бывший несовершеннолетний узник концлагерей не отнесена законом к льготной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями за счет государства.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 статьи 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Кроме того, согласно п. 5 Разъяснений о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и из союзниками в период Второй мировой войны, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития России от 07.07.1999 N 20 при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Судом первой инстанции указанные положения, при рассмотрении вопроса законности ответов администрации района, во внимание приняты не были.
При таких обстоятельствах, выводы суда о законности или незаконности состоявшихся ответов являются преждевременными и решение суда подлежащим отмене.
Вместе с тем, при новом рассмотрении дела необходимо принять во внимание, что возможность обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета закон связывает с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Афанасьева В.В. с 28.01.2010 состоит на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д. 11).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 февраля 2012 г. N 33-1325
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)