Определение Ленинградского областного суда
от 14 марта 2012 г. N 33-1132/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Ледяеве И.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Мочалина Н.И. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., возражения представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В. и представителя администрации МО Сосновоборский городской округ - Белова М.Ю.,
установила:
Мочалин Н.И. обратился в Сосновоборский городской суд с иском о признании незаконным и отмене решения рабочей группы при правительстве Ленинградской области по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и обеспечению жилыми помещениями ветеранов и инвалидов от 30 марта 2011 года, а так же об обязании предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в 2011 году по реализации указанной подпрограммы.
В обоснование требований Мочалин Н.И. указал, что постановлением от 04.09.2001 г. он поставлен на учет с составом семьи 1 человек, как нуждающийся в улучшении жилищных условий в льготную очередь в связи с потерей кормильца (сын Мочалин О.Н. погиб в 1995 г.). На данный момент проживает в общежитии по адресу: <адрес> общей площадью 11,8 кв. м., находящейся у него в собственности. 03.05.2011 г. им подано заявление о выделении субсидии на приобретение жилья по реализации указанной подпрограммы и в 2011 г. он включен в список лиц на выделение субсидии. Протоколом рабочей группы при правительстве Ленинградской области от 30.03.2011 г. ему было отказано в предоставлении субсидии. Нормой жилья не обеспечен, исключен из списков незаконно.
В суде истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представитель соответчика - администрации МО Сосновоборский городской округ исковые требования не признал.
Представитель ответчика - Правительства Ленинградской области направил в суд письменные возражения, не признав исковые требования.
07 ноября 2011 года Сосновоборским городским судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении требований Мочалина Н.И.
Мочалин Н.И. не огласившись с законностью и обоснованностью решения суда подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что имеет в собственности одну комнату, прав на принадлежащую жене квартиру, из которой он выехал в 1986 г., не имеет.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
Пунктом 4 ч. 1, ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) ветерана боевых действий.
В соответствии с п. 10 Положения о порядке организации в Ленинградской области работы по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2006 г. N 235), применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются: для граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы - постоянно проживающие совместно супруга (супруг), дети и родители гражданина - участника подпрограммы.
Положением о рабочей группе при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации указанной подпрограммы установлено, что рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право: при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи (п. 5).
Пунктом 2 ч. 1, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Мочалин Н.И. является отцом Мочалина О.Н. погибшего ДД.ММ.ГГГГ.1995 г. в период прохождения военной службы, при боевых действиях в <адрес>. При этом Мочалин О.Н. в воинском звании лейтенант был призван на военную службу по призыву <адрес> на основании указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мэрии МО "Город Сосновый Бор" от 04.09.2001 г. N, Мочалин Н.И., в составе семьи 1 человек, включен в очередь военнослужащих и уволенных с военной службы под N 77, на основании п. 4 ст. 24 Закона РФ "О статусе военнослужащих", п. "в" ст. 6 и п. "ж" ст. 7 "Правил учета военнослужащих..." (утв. постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г.).
Материалами дела подтверждается, что Мочалин Н.И. с 23.01.1986 г. зарегистрирован по месту жительства в комнате (ранее N) жилой площадью 11,8 кв. м., квартиры <адрес>, общей площадью 278,5 кв. м.
Доказательства, подтверждающие регистрацию по месту жительства в указанной комнате Мочалина О.Н. до его гибели ДД.ММ.ГГГГ1995 г., отсутствуют.
На основании договора передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан от 12.10.2007 г., указанная комната (в порядке приватизации) передана в собственность Мочалина Н.И.
Свидетельством о государственной регистрации права от 07.11.2007 г. подтверждается право общей долевой собственности Мочалина Н.И. на указанную квартиру общей площадью 278,5 кв. м., доля в праве 1745/27850. что соответствует 17,45 кв. м. общей площади (278,5 : (27850 : 1745).
Заявлением от 26.11.2010 г. подтверждается обращение Мочалина Н.И. в администрацию МО Сосновоборский городской округ с просьбой о выдаче ему безвозмездной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального (областного) бюджета.
Протоколом заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области (для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ") N 2 от 30.03.2011 г. Мочалину Н.И. отказано в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений или предоставления жилых помещений по договору социального найма, на основании ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" и ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ".
Из материалов дела следуете, что Мочалин Н.И. с 1973 г. состоит в браке с Мочалиной К.В., имеющей в собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 13.02.1997 г. (в порядке приватизации) квартиру, общей площадью 56,10 кв. м., по адресу: <адрес> (запись ЕГРП от 10.07.1997 г.).
При этом в период с 16.10.1981 г. по 14.01.1986 г. Мочалин Н.И. был зарегистрирован по месту жительства в указанной квартире.
Решением Собрания представителей МО "Город Сосновый Бор" утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м. общей площади на одного человека.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования норм семейного и жилищного законодательства, относящих в рассматриваемых правоотношениях супругу собственника жилого помещения к члену его семьи, независимо от регистрации супруги по иному месту жительства, суд обоснованно на основании ч. 2 ст. 51 ЖК РФ определил уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений принадлежащих истцу и его жене - Мочалиной К.В.
Суммарная площадь всех жилых помещений принадлежащих истцу и его жене составляет 73,55 кв. м. и состоит: из общей площади 17,45 кв. м. - доли в праве собственности на квартиру принадлежащую истицу, общей площади 56,10 кв. м. - жилого помещения принадлежащего супруги истца.
Указанное превышает обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца - 28,05 кв. м. (56,10 : 2), относительно учетной нормы площади жилого помещения (исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установленной на территории МО Сосновоборский городской округ в размере 12 кв. м. общей площади на одного человека.
В то же время на момент принятия Мочалина Н.И. 04.09.2001 г. на льготную очередь, в соответствии с п. 15 Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинградской области (утв. 23.11.1987 г.), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв. метра и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.
Таким образом, основания для признания истца нуждающимся в жилых помещениях по нормам ЖК РФ и дающие ему право на получение жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" отсутствуют, а включение истца в списки получателей сертификатов (социальных выплат) не является правомерным.
В то же время доказательства, подтверждающие совместно проживание погибшего Мочалина О.Н. при его жизни с истцом в качестве члена его семьи, а так же подтверждающие нуждаемость в получении жилья и постановку на учет погибшего в составе члена семьи истца, суду не представлены.
Оспариваемое решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области является обоснованным, принято в соответствии с законом и в пределах полномочий соответствующего органа, не нарушает права и свободы заявителя, не создает препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод, и незаконно не возлагает на него какую-либо обязанность.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Мочалина Н.И.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 07 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мочалина Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 14 марта 2012 г. N 33-1132/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)