Определение Ленинградского областного суда
от 7 марта 2012 г. N 33-1096/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Киреевой И.А., Переверзиной Е.Б.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
с участием прокурора Астапенко С.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Администрации МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Дудыревой А.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 ноября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Всеволожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО "Морозовское городское поселение" об обязании произвести паспортизацию дороги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., позицию прокурора Ленинградской областной прокуратуры Астапенко С.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Всеволожский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованиями к администрации МО "Морозовское городское поселение" об обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги по <...> протяженностью 2,5 км в <...> в соответствии с требованиями Областного закона N 28-оз "Об автомобильных дорогах Ленинградской области" и ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
В обоснование требований указал, что на территории муниципального образования Морозовское городское поселение имеется автодорога по <...> протяженностью 2,50 км. В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Морозовского городского поселения. Согласно ответу Главы администрации МО Морозовское городское поселение от 21.02.2011 паспортизация автодорог муниципального образования проведена. Администрацией поселения под паспортизацией дорог понимается наличие технических паспортов на дороги муниципального образования, изготовленные филиалом ГУП "Леноблинвентаризация", что противоречит положениям Областного закона "Об автомобильных дорогах Ленинградской области". Содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог регионального и федерального значения) относится к вопросам местного значения поселения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, а равно других лиц, круг которых определить невозможно.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель администрации МО "Морозовское городское поселение" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Считает решение суда незаконным и необоснованным. Ссылается на отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего специальный порядок осуществления государственного учета автомобильных дорог. Тогда как Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, согласно которому на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт. Типовая инструкция, на которую сослался суд, является ведомственной, носит рекомендательный характер и не может являться основанием для удовлетворения требований прокурора. Полагает, что ФЗ "О безопасности дорожного движения", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не устанавливают в отношении органов местного самоуправления обязанности по обеспечению паспортизации автомобильных дорог. Также указывает, что администрацией представлен технический паспорт на автомобильную дорогу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Астапенко С.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08.11.2007, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 4 Устава МО "Романовское сельское поселение" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).
Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. Статьи 1, 4. 5. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности МО "Морозовское городское поселение" находится автомобильная дорога по <...> в г.п.им. Морозова протяженностью 2,5 км.
П. 4 ст. 5 Устава МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, проведенной Всеволожской городской прокуратурой, выявлено отсутствие технического паспорта на указанную автомобильную дорогу.
Из перечня автомобильных дорог, находящихся в собственности МО "Морозовское городское поселение" отражено, что дорога по адресу: <...> не отвечает нормативным требованиям.
Удовлетворяя требования, суд правомерно исходил из того, что спорная дорога расположена на территории Морозовского городского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ее паспортизацию должен осуществлять ответчик.
Технический паспорт, определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта дороги нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах поселения, что сказывается на безопасности дорожного движения, и, в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга граждан.
В материалы дела представлен технический паспорт на объекты внешнего благоустройства автодороги по <...> по состоянию на <дата>.
Учитывая, что администрацией представлен технический паспорт на объекты внешнего благоустройства автодороги, а не технический паспорт автодороги, включающий сведения, указанные в Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования, не позволяющий определить фактическое состояние дороги на протяжении всего срока ее службы, необходимый для осуществления полномочий ответчика по обеспечению безопасности дорожного движения, данный технический паспорт оценен судом и обоснованно отклонен.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" N 353-ФЗ от 09.12.2010, ст.ст. 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации МО "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - Дудыревой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 7 марта 2012 г. N 33-1096/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)