Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 1 марта 2012 г. N 33-3124/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Корсаковой Ю.М.
судей
Лебедева В.И.,
Тарасовой И.В.,
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1573/2011 по кассационной жалобе Б.Д. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2011 года по иску Б.Д. к начальнику "учреждение" об обязании дать команду на оформление документов на регистрационный учет несовершеннолетнего ребенка по месту регистрации отца и передачи их в орган регистрационного учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекса Российской Федерации" кассационная жалоба подлежит рассмотрению по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя Б.Д. М.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя "учреждение" Ч.О., возражавшей против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
установила:
Б.Д. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просил обязать начальника "учреждение" дать команду на оформление необходимых документов на регистрационный учет несовершеннолетнего ребенка истца Б.М. по месту регистрации отца, и передачи их в орган регистрационного учета: ТП N... ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в <адрес>.
В обоснование требований Б.Д. указал, что по <дата> проходил военную службу по контракту в ВС РФ, после чего был уволен в запас по состоянию здоровья с выслугой лет <...>, как не имеющий жилья, продолжает состоять в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, при этом постоянно зарегистрирован по прежнему месту прохождения военной службы по адресу: <адрес> Б.Д. направил в адрес начальника "учреждение" заявление о постановки на регистрационный учет по указанному адресу его несовершеннолетней дочери, однако никаких действий не последовало, что, по мнению истца, нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка на регистрацию по месту жительства родителей.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 14 10 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Б.Д. отказано.
В кассационной жалобе Б.Д. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Б.Д. в период с <дата> по <дата> проходил военную службу в ВС РФ, уволен в запас по состоянию здоровья с выслугой лет <...> /л.д. 7/
По настоящее время истец постоянно зарегистрирован по месту дислокации воинской части по адресу: <адрес> и состоит в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилья. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Как следует из материалов дела, Б.Д. обратился к начальнику "учреждение" с заявлением от <дата>, в котором просил зарегистрировать по адресу: <адрес> его дочь Б.М., <дата> года рождения. К указанному заявлению была приложена копия свидетельства о рождении Б.М. /л.д. 5-6, 19/
ВРИО начальника "учреждение" дан ответ N... от <дата>, в котором разъясняется действующий порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета. При этом было указано, что регистрация по месту жительства по адресу дислокации воинской части военнослужащего и членов его семьи осуществляется в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в настоящее время начальник "учреждение" не вправе ходатайствовать перед <...> о регистрации дочери истца по адресу общежития-казармы в связи с тем, что истец не является военнослужащим филиала. Кроме того в указанном ответе N... Б.М. разъясняется, что ему следует обратиться непосредственно в <...>, которому принадлежит право оперативного управления на здание общежития-казармы, расположенного по указанному адресу /л.д. 20/.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие к новому месту службы военнослужащих, до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе, по адресам воинских частей.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 (п. 23) установлено, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713). Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный Регламент).
В соответствии с п. 12 Административного регламента заявление о регистрации по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
В силу п. 79 Административного регламента новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктом 78 Регламента.
В соответствии с п. 78 Административного регламента, в случае прибытия несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении.
Пунктом 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, указаны должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель "учреждение" пояснил, что в настоящее время в штате войсковой части не предусмотрена должность "паспортист" для приема, оформления и сдаче документов в органы паспортно-визовой службы Российской Федерации.
Из указанного следует вывод, что заинтересованное лицо не является должностным лицом ответственным за подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов для регистрации и снятии с регистрации граждан.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая в удовлетворении требований Б.Д., суд обосновано исходил из того, что судом не установлено совершение должностными лицами "учреждение" каких-либо действий, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих права и свободы заявителя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обосновано принял во внимание, что Б.Д. не лишен возможности обратиться в установленном порядке к лицу, ответственному за регистрацию, для осуществления всех необходимых действий по регистрации его несовершеннолетней дочери, при том, что в судебном заседании представитель "учреждение" право несовершеннолетней дочери истца на регистрацию не оспаривал.
В связи с указанным истцу необходимо обратиться с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявления, которые были всесторонне и в полном объеме исследованы судом, направлены на иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 ФЗ N 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года "О внесении изменений в Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации", ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 марта 2012 г. N 33-3124/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)