Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 марта 2012 г. N 33-3524
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Вашкиной Л.И.
Смышляевой И.Ю.
при секретаре
Донских А.В.
рассмотрела в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), на основании статьи 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" в судебном заседании 12 марта 2012 года гражданское дело N 2-2305/11 по кассационной жалобе Чернышева В.В. на решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 ноября 2011 года по иску Чернышева В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о признании необоснованным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда с момента обращения, включив в специальный стаж работы определенные периоды работы.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения Чернышева В.В., его представителя- адвоката Ершову Н.А. (ордер N... от 10.01.2012 г.), представителя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности - Малкова С.П. (по доверенности), представителей Санкт-Петербургского ГУ "Поисково-спасательной службы" - Романову Е.Е. и Маклашевских Ю.Н. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Чернышев В.В. обратился в Красногвардейский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с требованием о признании необоснованным решения от <дата> N... об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии; включении в специальный трудовой стаж периодов работы: с <дата> по <дата> в должности спасателя 1 класса в Санкт-Петербургском ГУ "Пожарно-спасательный отряд Противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району", с <дата> по <дата> в должности спасателя с водолазной подготовкой в Санкт-Петербургском ГУ " Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга"; обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В обоснование поданного в суд иска Чернышев В.В. указал, что является аттестованным спасателем - сотрудником профессиональной аварийно-спасательной службы и в соответствии с положениями Федерального закона N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статуса спасателя", выполняет все функции спасателя, участвует в аварийно-спасательных и других неотложных работах, то есть выполняет работу аналогичную работе спасателя МЧС Российской Федерации. В связи с чем, полагая, что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", 24 ноября 2009 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с работой в качестве спасателя. Однако, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 14 апреля 2010 года в назначении в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ему было отказано в связи с отсутствием на момент обращения необходимого специального стажа 15 лет; при этом ответчиком незаконно исключены из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с <дата> по <дата> в должности спасателя 1 класса в поисково-спасательной службе в Санкт-Петербургском ГУ "Пожарно-спасательный отряд Противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району", с <дата> по <дата> в должности спасателя с водолазной подготовкой центрального водного спасательного поста, спасателя в Санкт-Петербургском ГУ "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга".
Решением Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 ноября 2011 года Чернышеву В.В. отказано в иске.
В кассационной жалобе Чернышев В.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в заседание судебной коллегии по гражданским делам не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы Чернышева В.В. извещен надлежащим образом. Согласно части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства: с <дата> по <дата> Чернышев В.В. работал в должности спасателя 1 класса; начальника поисково-спасательного отряда; начальника поисково-спасательного подразделения; спасателя в водолазной службе Ленинградской областной поисково-спасательной службе (в настоящее время Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России); с <дата> по <дата> в должности спасателя 1 класса пожарно-спасательной части в Санкт-Петербургском ГУ "Пожарно-спасательный отряд Противопожарной службы Санкт-Петербурга по Приморскому району"; с <дата> по <дата> в должности спасателя 1 класса поисково-спасательной службы в Санкт-Петербургском ГУ "Пожарно-спасательный отряд Противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району"; с <дата> по <дата> в должности спасателя с водолазной подготовкой центрального водного спасательного поста, спасателя в Санкт-Петербургском ГУ "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга".
<дата> Черныше В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением, в котором просил назначить ему досрочную трудовую пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с работой в качестве спасателя.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Санкт-Петербурга N... от <дата> Чернышеву В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с указанием на отсутствие у заявителя необходимого специального стажа 15 лет на момент обращения Чернышева В.В.
Как усматривается из решения N... от <дата>, пенсионным органом не были зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды работы Чернышева В.В.: с <дата> по <дата> продолжительностью 27 дней в должности спасателя 1 класса пожарно-спасательной части в Санкт-Петербургском ГУ "Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Приморскому району", так как данная организация не входит в организационную структуру МЧС России, индивидуальные сведения сданы организацией без указания кода "особые условия";
с <дата> по <дата> продолжительностью 2 года 07 месяцев 22 дня, в должности спасателя 1 класса в поисково-спасательной службе в Санкт-Петербургском ГУ "Поисково-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району", так как данная организация не входит с организационную структуру МЧС России, индивидуальные сведения сданы без указания кода "особые условия" (справка отозвана как необоснованная);
С <дата> по <дата> продолжительностью 08 месяцев 28 дней - в должности спасателя с водолазной подготовкой центрального водного спасательного поста, спасателя в Санкт-Петербургском ГУ "Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга", т.к. данная организация не входит с организационную структуру МЧС России, индивидуальные сведения сданы без указания кода "особые условия".
Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской федерации N 702 от 01 октября 2001 года, в соответствии с которым, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 статьи 27 и п.п. 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Московскому району Санкт-Петербурга" и Санкт-Петербургское ГУ "Поисково-спасательная служба СПб" не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являются службами, созданными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, основано на учёте специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территории Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно - спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничены полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.
Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года N 551-О-П "По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А. Барышева, И.Ю. Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением", согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации.
Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно указано на отсутствие доказательств тождественности рассматриваемых должностей спасателя 1 класса и спасателя с водолазной подготовкой в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга и спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, ввиду различий по своим функциям должностных обязанностей.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не содержатся под собой оснований для отмены постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ, статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 ноября 2011 года по делу N 2-2305/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Чернышева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2012 г. N 33-3524
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)