Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 марта 2012 г. N 33-3778
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Кутыева О.О.
Параевой В.С.
при секретаре
Веселовой В. О.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-183/2012 по апелляционной жалобе Занчева Н.С. на решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 января 2012 года по иску Занчева Н.С. к Военному комиссариату Ленинградской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя истца Онищенко Г.Н. (по доверенности), представителя ответчика Аристархову И.В. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Занчев Н.С. обратился в Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату Ленинградской области, в котором просил признать отказ должностных лиц военного комиссариата произвести перерасчет выплаченной ему пенсии за период с 01 декабря 1998 года по 13 июля 2010 года с учётом коэффициента 1.4 незаконным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Занчев Н.С. просил суд возложить на Военный комиссариат Ленинградской области обязанность произвести перерасчет пенсии за указанный период в размере <сумма> и взыскать с военного комиссариата судебные расходы в размере <сумма>
В обоснование заявленного иска Занчев Н.С. ссылался на то обстоятельство, что прослужил 15 лет и 1 месяц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с декабря 1998 года является военным пенсионером и с этого же времени получает пенсию Министерства обороны, которая в период с 01 декабря 1998 года по 13 июля 2011 года выплачивалась ему без учёта районного коэффициента 1.4, подлежащего, по мнению истца, применению при определении размера пенсии в силу статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
По утверждению истца, его обращение в Центр социального обеспечения при Военном комиссариате Ленинградской области от 09 июля 2011 года о перерасчёте пенсии было удовлетворено частично - произведён перерасчёт за период с 13 июля 2010 года по 13 июля 2011 года (за год предшествующий обращению), а в удовлетворении заявления в части перерасчёта пенсии за период с 01 декабря 1998 года по 12 июля 2010 года отказано со ссылкой на пункт "б" статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Решением Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 января 2012 года Занчеву Н.С. отказано в заявленном иске.
В апелляционной жалобе Занчев Н.С. просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрения дела установлено, что с декабря 1998 года Военным комиссариатом Ленинградской области Занчеву Н.С. назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Общая выслуга лет Занчева Н.С. в районах Крайнего Севера составила 15 лет 1 месяц (л.д. 10), из которых 10 лет служба в районах приравненных к районам Крайнего Севера - <...>
В районах Крайнего Севера - <...>. Для названного населенного пункта районный коэффициент установлен равным 1.4.
Статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" статья 48 названного Закона Российской Федерации была дополнена следующим содержанием: пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии.
09 июля 2011 года Занчев Н.С. обратился в Военный комиссариат Ленинградской области с заявлением о начислении и выплате пенсии с учётом районного коэффициента 1.4 с 08 августа 2003 года.
С 13 июля 2011 года Занчеву Н.С. выплачивается пенсия с учетом районного коэффициента 1.4, а также произведён перерасчёт пенсии за период с 13 июля 2010 года по 13 июля 2011 года.
На момент увольнения Занчева Н.С. с военной службы и его первичного обращения за назначением пенсии в ЦСО Военного комиссариата Ленинградской области, действовавшая редакция статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не позволяла назначать военному пенсионеру пенсию и определять её размер с учётом районного коэффициента, если он к моменту обращения за назначением пенсии не проживал в местности, отнесённой к районам Крайнего Севера или приравненных районам Крайнего Севера местностям, в которой к заработной плате рабочих и служащих устанавливался районный коэффициент.
Статья 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", о неприменении которой судом первой инстанции при разрешении спорных правоотношений утверждает истец в поданной апелляционной жалобе, действительно гарантирует лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15-ти и 20-ти календарных лет, назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Однако, названная выше норма права не могла являться основанием для исчисления Занчеву Н.С. пенсии в декабре 1998 года с учётом коэффициента, установленного для местности по последнему месту его службы.
Так, в силу положения части первой статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", его действие распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Истец к указанной в приведенном выше положении Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 категории лиц не относится.
Часть вторая статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", устанавливает, что в случаях, предусмотренных этим Законом государственные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации.
Раздел шестой Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, регламентировавший вопросы пенсионного обеспечения до 01 января 2010 года, на не содержал каких либо указаний на возможность применения содержащихся в нем норм права, в том числе и статьи 31 к порядку исчисления пенсий лицам, уволенным из Вооружённых Сил Российской Федерации.
Из содержания статей 25-30 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, следовало, что эти нормы распространялись только на лиц, получающих пенсию по старости либо социальную пенсию, в то время как истцу была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 21.12.2004 N 461-О, условия назначения пенсий военным пенсионерам, порядок их исчисления и размеры в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, а их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Порядок исчисления пенсии за выслугу лет, установленный статьёй 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, до внесения в неё изменений Федеральным законом от 10.01.2002 N 3-ФЗ, не предусматривал возможность учёта коэффициента для района Крайнего Севера, кроме случаев назначения пенсии пенсионерам Министерства Обороны РФ, проживающим на момент её назначения в местностях, где к заработной плате установлен такой коэффициент.
Измененный с 01 января 2003 года порядок исчисления пенсий бывшим военнослужащим, когда лицам из их числа, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15-ти и 20-ти календарных лет, пенсии за выслугу лет стали исчисляться с применением районного коэффициента по последнему месту службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за начислением пенсии, применялся только при исчислении пенсий лицам, обратившимся за их назначением после указанной даты (01 января 2003 года).
Для перерасчёта размера пенсии, назначенной до 01 января 2003 года, военный пенсионер имел возможность обратиться в орган пенсионного обеспечения с заявлением о перерасчёте пенсии.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии, при несвоевременном его обращении, может быть выплачена ему запрошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.
Исходя из содержания приведённой выше нормы права, право пенсионера на повышение (перерасчёт) размера пенсии реализуется путём обращения пенсионера за перерасчетом, т.е. носит заявительный характер. Обязанность органа пенсионного обеспечения самостоятельно - без соответствующего заявления пенсионера производить перерасчет пенсии законом не установлена. Следовательно, утверждение истца о вине органа пенсионного обеспечения, не произведшего перерасчёт пенсии с 01 января 2003 года, является ошибочным.
Поскольку законом предусмотрена при несвоевременно обращении возможность выплаты разницы между новым и прежним размерами пенсии запрошлое время не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом, то Военный комиссариатом Ленинградской области правильно отказано в перерасчёте и выплате пенсии с учётов районного коэффициента за период с декабря 1998 года по 12 июля 2010 года.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 января 2012 года по делу N 2-183/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Занчева Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 марта 2012 г. N 33-3778
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)