Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 15 декабря 2011 г. N 33-506/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Лебедева В.И.,
судей
Бутковой Н.А. и Кордюковой Г.Л.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2012 года гражданское дело N 2-7191/11 по кассационной жалобе Администрации Выборгского района на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 года по заявлению Качериной Е.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района, обязании устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Сабуровой И.Г., действующей по доверенности от 28.12.2011 года, представителя Качериной Е.В. Григорян О.Р., действующей по доверенности от 08.07.2011 года судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Качерина Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района N 1110 от 20.06.2011 года "О признании утратившим силу распоряжения N 959 от 19.05.2011 года", обязании отменить распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года и просила обязать Администрацию Выборгского района устранить допущенное нарушение путем подписания в трехдневный срок договора о передаче в собственность земельного участка площадью <...> кв. метров с кадастровым номером N... расположенного по адресу: <адрес>, а также заявление в УФРС о государственной регистрации перехода права собственности, направить два экземпляра договора с необходимыми приложениями, документ об оплате цены участка и заявление в УФРС о государственной регистрации перехода права собственности в Выборгский районный отдел КЗРиЗ.
В обоснование заявления Качерина Е.В. указывала, что ей на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке площадью <...> кв. метров. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, не был сформирован в установленном порядке.
В 2009 году заявительница обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о формировании фактически используемого земельного участка в целях дальнейшей приватизации на основании ст. 36 ЗК РФ и заключила договор о проведении работ по межеванию. Ранее по данному адресу был сформирован по результатам инвентаризации (без проведения работ по межеванию) земельный участок площадью <...> кв. метров с кадастровым номером N..., разность составила более 10%, в связи с чем, был направлен запрос в Комитет по градостроительству и архитектуре о возможности формирования этой площади <...> кв. метр в виде самостоятельного земельного участка. Письмом от <дата> КГА сообщил о невозможности формирования такого участка в виде самостоятельного и согласовал формирование участка площадью <...> кв. метров. КЗРиЗ утвердил схему расположения участка, издав распоряжение от 15.11.2010 года N 5296-ра. Участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <...>, издано распоряжение от 29.11.2010 года N 11228-гр, в администрацию Выборгского района направлен проект распоряжения о передаче сформированного участка в собственность заявительницы.
Администрация Выборгского района письмом <дата> сообщила об отказе в передаче в собственность заявительницы земельного участка, направила в Управление Росреестра заявление о прекращении кадастрового учета участка.
Заявительница повторно произвела кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N.... КЗРиЗ вновь направил проект распоряжения о передаче в собственность участка в администрацию, было истребовано заключение. КГА повторно <дата> указал на невозможность формирования самостоятельного земельного участка площадью <...> кв. метров, согласовал формирование земельного участка площадью <...> кв. метров. КЗРиЗ повторно направил в адрес администрации Выборгского района проект распоряжения о передаче в собственность заявительницы земельного участка. Администрацией было издано распоряжение N 959 от 19.05.2011 года о передаче в собственность заявительницы земельного участка.
Распоряжением N 1110 от 20.06.2011 года ранее изданное распоряжение N 959 от 19.05.2011 года о передаче в собственность участка признано утратившим силу, чем заявительнице было отказано в предоставлении в собственность фактически используемого земельного участка.
Администрацией Выборгского района через ФГУ "Земельная кадастровая палата" направлено в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу заявление о прекращении кадастрового учета участка.
На третий запрос Администрации о возможности формирования участка площадью <...> кв. метр КГА письмом от <дата> года подтвердила невозможность формирования земельного участка площадью <...> кв. метр и согласовала формирование участка площадью <...> кв. метров.
Заявительница указала, что распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года, являющееся по существу решением об отказе в передаче участка в собственность заявительницы, нарушает ее права, предусмотренные ст.ст. 28,36 ЗК РФ. Решение Администрации об отказе в передаче в собственность земельного участка принято за пределами её полномочий, так как полномочия по принятию решений относятся к компетенции КГА и КЗРиЗ.
Уточнив свои требования, Качерина Е.В. просила признать незаконным распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года, обязать Администрацию Выборгского района устранить допущенное нарушение прав.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 года заявление Качериной Е.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района, обязании устранить допущенное нарушение удовлетворено.
Судом признано незаконным распоряжение Администрации Выборгского района N 1110 от 20.06.2011 года о признании утратившим силу распоряжения N 959 от19.05.2011 года.
Администрация Выборгского района обязана отменить распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года и устранить допущенное нарушение прав Качериной Е.В.
В кассационной жалобе Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, считая его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> Б. и Качерина Е.В. заключили договор купли-продажи нежилого здания по адресу: <адрес> кадастровый номер N... общей площадью <...> кв. метров.
На нежилое здание имеется план первичного объекта недвижимости, выданный ПИБ Выборгского района ГУ ГУИОН Санкт-Петербурга <дата>, подтвержденный государственным земельным кадастром <дата>, а также ситуационный план участка, выданный <дата> ПИБ Выборгского района ГУ ГУИОН.
В соответствии с п. 8 договора купли-продажи - в соответствии со ст. 35 ЗК РФ и ст. 552 ГК РФ покупатель приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой отчуждаемым нежилым зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и собственник. Покупателю разъяснен порядок оформления землепользования в соответствии со ст. 35 ЗК РФ.
Распоряжением Администрации Выборгского района N 1181 от 06.05.2009 года решено перевести нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> принадлежащее на праве собственности Качериной Е.В., в жилое помещение при условии проведения в установленном порядке работ по перепланировке помещения.
<дата> УФРС СПб и Ленинградской области Качериной Е.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой <адрес>
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости здание, расположенное по адресу: <адрес> и прошедшее государственный учет с кадастровым номером N... находится в границах земельного участка, сформированного по результатам инвентаризации и прошедшего учет <дата> года с присвоением кадастрового номера N... для дальнейшего оформления его в установленном порядке, в процессе которого вид разрешенного использования будет установлен в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Судом установлено, что данный земельный участок в соответствии с законом отнесен в территориальной зоне Т1Ж2-2 (жилой зоны индивидуальный (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв. метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры), к числу основных видов разрешенного использования земельных участков в которой предусмотрено размещение индивидуального (одноквартирного) жилого дома без права содержания скота и птицы.
<дата> заявительница обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением о формировании фактически используемого земельного участка в целях дальнейшей приватизации на основании ст. 36 ЗК РФ, заключила договор о проведении работ по межеванию, указав, что ранее по данному адресу был сформирован по результатам инвентаризации (без проведения работ по межеванию) земельный участок площадью <...> кв. метров с кадастровым номером N...
Поскольку разница между фактической площадью участка, установленной в результате работ по межеванию и площадью, указанной в правоустанавливающем документе составила более 10%, <дата> был направлен запрос в Комитет по градостроительству и архитектуре о возможности формирования этой площади <...> кв. метр, превышающей площадь ранее сформированного земельного участка, в виде самостоятельного земельного участка.
Письмом от <дата> года КГА сообщил о невозможности формирования такого участка в виде самостоятельного и согласовал формирование участка площадью <...> кв. метров.
Администрация Выборгского района письмом от <дата> в адрес заявителя указала, что земельный участок по спорному адресу не может быть передан в собственность на основании представленных документов, поскольку отсутствуют сведения о площади земельного участка.
КЗРиЗ утвердил схему расположения участка, издав распоряжение от 15.11.2010 года N 5296-ра. Участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N..., издано распоряжение от 29.11.2010 года N 11228-гр, в Администрацию Выборгского района направлен проект распоряжения о передаче сформированного участка с собственность заявительницы.
Администрация Выборгского района письмом <дата> сообщила об отказе в передаче в собственность заявительницы земельного участка, направила в Управление Росреестра заявление о прекращении кадастрового учета участка. В письме указала, что территория, расположенная восточнее жилого помещения может быть эффективно использована под выделение для индивидуального малоэтажного строительства в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 года N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
Заявительница повторно произвела кадастровый учет фактически занимаемого земельного участка с присвоением кадастрового номера N.... КЗРиЗ вновь направил проект распоряжения о передаче в собственность участка в администрацию, было истребовано заключение.
КГА повторно <дата> указал на невозможность формирования самостоятельного земельного участка площадью <...> кв. метр, согласовал формирование земельного участка площадью <...> кв. метров.
КЗРиЗ повторно направил в адрес Администрации Выборгского района проект распоряжения о передаче в собственность заявительницы земельного участка.
Администрацией Выборгского района было издано распоряжение N 959 от 19.05.2011 года о передаче в собственность заявительницы земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> используемый для размещения индивидуального жилого дома (жилых домов), на основании договора купли-продажи от <дата> в реестре N..., распоряжения Администрации Выборгского района от 06.05.2009 года N 1181, распоряжения Администрации Выборгского района от 12.08.2009 года N 2007.
В соответствии с распоряжением земельный участок площадью <...> кв. метров передается в собственность Качериной Е.В. за выкуп по цене <...> рублей <...> коп.
<дата> заявителю была выдана справка о стоимости выкупа земельного участка.
<дата> Качериной Е.В. была произведена оплата на основании представленной справки.
Распоряжением N 1110 от 20.06.2011 года ранее изданное распоряжение N 959 от 19.05.2011 года о передаче в собственность участка признано утратившим силу.
<дата> Администрация Выборгского района направила письмо в адрес Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, в котором сообщила, что на основании проведенной дополнительной проверки принято решение о признании утратившим силу распоряжения администрации от 19.05.2011 года N 959. Решение администрации района основано на том, что в предоставленных документах отсутствуют сведения о площади земельного участка; территория, прилегающая к жилому помещению по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> может быть эффективно реализована на торгах в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 года N 1198 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые признали оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая спор, суд правильно исходил из того обстоятельства, что Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга не представлено в суд убедительных доказательств, подтверждающих правомерность издания оспариваемого ненормативного акта, которым Качериной Е.В. фактически было отказано в передаче в собственность занимаемого ею земельного участка по указанному адресу. В материалах дела находится копия оспариваемого распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N 1110 от 20 июня 2011 года (лд.6), из которой не усматривается, по каким причинам было признано утратившим силу распоряжение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 19 мая 2011 года N 959 "О передаче в собственность земельного участка по адресу: <адрес>
В своём письме от <дата> за N... (лд.23), направленном в адрес Выборгского районного отдела Комитета по земельным ресурсами землеустройству Санкт-Петербурга, районная администрация мотивировала принятое решение тем, что была проведена дополнительная проверка и было выявлено, что в представленных документах отсутствуют сведения о площади земельного участка по вышеуказанному адресу.
Кроме того, как указывалось в письме, территория, прилегающая к жилому помещению по адресу, <адрес> может быть эффективно реализована на торгах в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 3 октября 2006 года N 1189 "О продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства".
Признавая подлежащими удовлетворению требования Качериной Е.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района N 1110 от 20.06.2011 года о признании утратившим силу распоряжения N 959 от 19.05.2011 года, суд принял во внимание, что районной администраций никаких новых обстоятельств, которые могли бы являться основанием для издания оспариваемого распоряжения, установлено не было. По указанным причинам районная администрация отказывала Качериной Е.В. в передаче в собственность земельного участка площадью <...> квадратных метров и до издания распоряжения N 959 от 19.05. 2011 года.
Судом установлено, что в 2001 году, т. е. ещё до возникновения прав собственности Качерина Е.В. на нежилое здание, по указанному адресу был сформирован земельный участок площадью <...> квадратных метров, необходимый для использования и эксплуатации расположенного на нём
нежилого строения, которому был присвоен кадастровый номер N.... Таким образом, при переходе прав собственности на здание к заявительнице, в силу ст. 271 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ перешло и право пользования земельным участком площадью <...> кв. метров с указанным кадастровым номером. Как установлено судом первой инстанции, земельный участок выкуплен Качериной Е.В. путем полной оплаты его общей площади в соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их использовании.
Кроме того, суд пришёл к правильному выводу о том, что неуказание в договоре купли-продажи нежилого здания размера земельного участка, на котором оно расположено, само по себе не могло являться основанием к отказу в приватизации земельного участка. Оспариваемое распоряжение не имеет ссылки на правовые, нормы, которые были нарушены при издании распоряжения N 959 от 19 мая 2011 года.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 03 ноября 1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ отказ в передаче земельных участков в собственность граждан и юридических лиц не допускается, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых установлен приведенной нормой закона.
В соответствии с пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ в его системной взаимосвязи с указанными иными нормами исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, обязаны подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 указанной статьи (в том числе муниципальные) и расположенные в границах субъектов РФ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, находятся в собственности поименованных субъектов РФ.
Следовательно, как правильно указал суд, полномочиями по распоряжению всеми земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности на территории Санкт-Петербурга, обладают органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 3.8.2.3 "Положения об Администрации района Санкт-Петербурга" (утв. постановлением Правительства СПб от 26.08.2008 г. N 1078), Администрация района обладает полномочием в установленном порядке передавать в собственность граждан используемые ими земельные участки. Порядок передачи из государственной собственности в собственность граждан земельных участков на территории Санкт-Петербурга регламентирован распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 г. N 2732-ра, которым утверждено "Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании". Названным нормативным актом определены порядок взаимодействия и границы компетенции каждого из органов исполнительной власти, которые участвуют в процессе оформления документов по передаче в собственность граждан используемых ими земельных участков. В соответствии с Положением органами исполнительной власти, участвующими в процессе такой передачи, являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре и районные Администрации по месту нахождения земельного участка.
Данным нормативным актом предусмотрено, что определение границ и площади подлежащего передаче гражданину земельного участка отнесено к компетенции КЗРиЗ, а вынесение суждения о том, возможно ли формирование самостоятельного участка в случае, если площадь фактически используемого гражданином земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах, или эту превышающую площадь необходимо включить в площадь формируемого участка, а также имеются ли обременения земельного участка, препятствующие его приватизации, относится к компетенции КГА.
В соответствии с п. 3.1 Положения КРиЗ в трёхдневный срок с момента подачи заявления (если кадастровый учёт участка осуществлён) либо представления гражданином кадастрового паспорта участка подготавливает и направляет в администрацию района по месту расположения участка проект распоряжения администрации района о передаче участка в собственность гражданина.
Администрация района в трёхдневный срок издаёт распоряжение и направляет его копию в КРиЗ.
В соответствии с 3.3 Положения Администрация района в трёхдневный срок с момента получения, подготовленного КРиЗ и подписанного гражданином договора, подписывает договор в трёх экземплярах и заявление в ГБР о государственной регистрации перехода права собственности на участок.
Суд пришёл к обоснованному выводу о том, что требования действующего законодательства Санкт-Петербурга при издании распоряжения N 959 от 19 мая 2011 года были соблюдены надлежащим образом.
Судом при разрешении спора принято во внимание, что КРиЗ и КГА не возражали по существу заявленных Качериной Е.В. требований.
Признавая действия Администрации Выборгского района по изданию распоряжения N 1110 от 20.06.2011 г. о признании утратившим силу распоряжения N 959 от 19.05.2011 г. о передаче в собственность заявительницы земельного участка незаконными, суд правомерно исходил из того обстоятельства, что отказ в передаче заявительнице в собственность земельного участка по указанному адресу нарушает ее право на приобретение в собственность используемого ею участка.
Доводы кассационной жалобы о том, что настоящий спор мог быть разрешён судом только в порядке искового производства, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела не усматривается наличие спора о праве. Факт использования Качериной Е.В. спорного земельного участка по существу лицами, участвующими в деле, не оспаривался. Размер земельного спорного земельного участка определён в результате работ по межеванию.
Довод кассационной жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, также не может быть принят во внимание, поскольку из содержания принятого решения следует, что восстановление нарушенного права Качериной Е.В. осуществлено судом посредством признания оспариваемого распоряжения незаконным.
В то же время, поскольку резолютивная часть решения в части выводов о необходимости обязания Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга устранить допущенное нарушение прав Качергиной Е.В. изложено недостаточно чётко, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда, изложив его в следующей редакции:
Заявление Качериной Е.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района, обязании устранить допущенное нарушение удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N 1110 от 20.06.2011 года о признании утратившим силу распоряжения N 959 от 19.05.2011 года, устранить допущенное нарушение прав Качериной Е.В., обязав Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга отменить распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года.
Руководствуясь ст. 2 Федерального закона РФ от 09.12.2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 ноября 2011 года изменить, изложив в следующей редакции.
Заявление Качериной Е.В. о признании незаконным распоряжения Администрации Выборгского района, обязании устранить допущенное нарушение удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N 1110 от 20.06.2011 года о признании утратившим силу распоряжения N 959 от 19.05.2011 года, устранить допущенное нарушение прав Качериной Е.В., обязав Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга отменить распоряжение N 1110 от 20.06.2011 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15 декабря 2011 г. N 33-506/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)