Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 марта 2012 г. N 33-3419/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Емельяновой Е.А.
Судей
Бакуменко Т.Н.
Ильичевой Е.В.
С участием прокурора
Гавриловой Е.В.
При секретаре
Архиповой Е.С.
рассмотрела в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), на основании статьи 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" в судебном заседании гражданское дело N 2-1758/2011 по кассационной жалобе Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2011 года по иску Сланцевского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ГУ "Управление автодорог Ленинградской области", Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ" об обязании приведения в соответствии с техническими нормами автомобильной дороги общего пользования регионального назначения.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Е.А., объяснения прокурора Гавриловой Е.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
установила:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам ГУ "Управление автодорог Ленинградской области", Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области об обязании в срок до 01 сентября 2011 года принять меры к приведению дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования регионального назначения "Старополье-Осьмино" в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93 путем проведения ремонтных работ на четвертом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двадцать втором, двадцать третьем километрах указанной автомобильной дороги.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26.01.2011 г. исковые требования Сланцевского городского прокурора были удовлетворены. Суд обязал ГУ "Управление автодорог Ленинградской области", Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области в срок до 01 сентября 2011 года принять меры к приведению дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования регионального назначения "Старополье-Осьмино" в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93 путем проведения ремонтных работ на четвертом, шестом, седьмом, восьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двадцать втором, двадцать третьем километрах указанной автомобильной дороги.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2011 г. решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от26.01.2011 г. было отменено, дело направлено в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела определением суда был привлечен в качестве соответчика ГП "Сланцевское ДРСУ".
Истец после неоднократного изменения исковых требований с учетом выполненных работ просил обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, ГУ ЛО "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" и Ленинградское областное государственное предприятие "Сланцевское дорожное ремонтно-строительное управление" привести участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Старополье-Осьмино" проходящей по территории Сланцевского района Ленинградской области в соответствие с требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93 путем проведения ремонтных работ и работ по содержанию на: 6+300 - 10+950, 11+700 - 13+500, 13+550 - 15+100, 16+300 - 17+000, 18+000 - 18+200, 19+000 - 19+700, 20+100 - 22+200, 22+300 - 23+000, 23+200 - 23+500, 23+700 - 26+500 - километрах указанного участка автомобильной дороги, а именно:
- на участках километров: с 6+300 - 10+950, 11+700 - 13+500, 13+550 - 15+100, 16+300 - 17+000, 18+000 - 18+200, 19+000 - 19+700, 20+100 - 22+200, 22+300 - 23+000, 23+200 - 23 +500, 23+700 - 24+900 произвести ремонтные работы по приведению обочин в соответствии с требованиями пункта 3.2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения" путем укрепления обочин;
- на участке с 24+900 по 25+550 км произвести работы по ремонту дорожного покрытия в виде укладки верхнего слоя асфальтобетонной смеси на ширину проезжей части, а также привести обочины в соответствии с требованиями пункта 3.2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения" путем укрепления обочин;
- на участке с 25+550 км по 26+500 км произвести работы по ремонту дорожного покрытия в виде укладки верхнего слоя асфальтобетонной смеси на ширину одной из полос проезжей части, на другой полосе проезжей части противоположного направления произвести работы по ремонту дорожного покрытия в виде укладки нижнего и верхнего слоев асфальтобетонной смеси на ширину данной полосы проезжей части, а также привести обочины в соответствии с требованиями пункта 3.2. ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения дорожного движения" путем укрепления обочин.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ненадлежащее состояние участка дороги "Старополье-Осьмино" может привести к повышенной аварийности, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 29.11.2011 года исковые требования Сланцевского городского прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик указал, что расходные обязательства Ленинградской области по ремонту участка автомобильной дороги "Ставрополье-Осьмино" могут возникнуть лишь в результате принятия закона или иного нормативного правового акта Ленинградской области, но не в результате принятия судебного решения. Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и не осуществляет содержание автомобильных дорог регионального значения. Кроме того, в соответствии с возложенными на него функциями распределителя денежных средств по объектам капитального ремонта и ремонта, содержания автомобильных дорог Комитетом проведен аукцион на право заключения государственного контракта по ремонту региональных автомобильных дорог, победителем которого является Ленинградское областное государственное предприятие "Сланцевское дорожное ремонтно-строительное управление" и с которым заключен Государственный контракт и выделено финансирование на ремонт рассматриваемого участка автомобильной дороги.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор считает решение суда законным, просит кассационную жалобу Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области оставить без удовлетворения.
Ответчики ГУ "Управление автодорог Ленинградской области", Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области, Ленинградский областной ГП "Сланцевское ДРСУ" о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в заседание судебной коллегии не явились, об отложении дела не просили. В соответствии со ст. 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к разбирательству дела в суде кассационной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 6 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения на территории Ленинградской области относится к полномочиям Правительства Ленинградской области.
В силу ст. 12 указанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (1);
разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (2);
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (6);
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11);
осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (12).
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В силу п. 1.2 Положения "О Комитете по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области", Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и структурным элементом администрации Ленинградской области, осуществляет координацию, регулирование и контроль деятельности в сфере дорожного хозяйства и транспорта области.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 05.11.2004 N 497-р "О создании государственного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" создано Государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (ГУ "Ленавтодор").
В соответствии с вышеуказанным распоряжением на ГУ "Ленавтодор" возложены обязанности по обеспечению надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, а также создание условий для бесперебойного движения транспортных средств на автомобильных дорогах Ленинградской области, повышения их пропускной способности и благоустройства, а также выполнения функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области в сфере дорожного хозяйства, решение имущественных вопросов по объектам строительства (реконструкции, капитального ремонта).
При разрешении спора судом установлено, что во время обследования автодороги "Ставрополье-Осьмино" актом от 14.11.2011 года составленным старшим госинспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Сланцевскому району Ленинградской области старшим лейтенантом полиции Лемеш С.Г. совместно с главным инженером ЛО ГП "Сланцевское ДРСУ" Захаренко В.А. были выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, которые затрудняют движение транспортных средств на данном участке автомобильной дороги "Старополье-Осьмино".
При этом все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
13.10.2009 года между ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ" заключен государственный контракт на ремонт участка автодороги "Старополье-Осьмино", км 8+000-км 26+500 в Сланцевском районе Ленинградской области. Срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 26 ноября 2009 года (л.д. 10-17 том 1).
На основании указанного государственного контракта от 13.10.2009 года участок дороги был выборочно отремонтирован Сланцевским ДРСУ (отремонтировано 4,7 км автодороги). 29.07.2010 был подписан акт приемки законченных работ по ремонту (капитальному ремонту) участка автомобильной дороги "Старополье-Осьмино", км 8+000 - км 26+500 (л.д. 25 том 1).
12.04.2010 года между ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ" заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Сланцевского района ЛОТ N 16, в соответствии с которым Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ" приняло на себя обязательства по выполнению полного комплекса работ по содержанию региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающего безопасное и бесперебойное движение транспортных средств в соответствии с действующим законодательством, строительными нормами и правилами, ГОСТами. Срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 31.03.2011 года (л.д. 117-123 том 1)
В соответствии с приложением N 1 к указанному контракту в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ", относится автомобильная дорога "Старополье-Осьмино", протяженностью 26,5 км (л.д. 124-125 том 1).
06.04.2011 года между Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области, ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ" на основании проведенного Комитетом государственного заказа Ленинградской области аукциона на право заключения государственного контракта, был заключен государственный контракт, в том числе и на ремонт автомобильной дороги "Ставрополье-Осьмино" 0+000 км. - 10+950, км. 11+700 -13+500; км. 13+550 -1 5+100; км. 16+300 - 17+000; км. 18+000 - 18+200; км. 19+000 - 19+700; км. 20+100 - 22+200; км. 22+300 - 23+000; км. 22+989 на сумму 102309,452 тыс. руб., в соответствие с данным контрактом с 01.04.2011 г. по 31.12.2013 г. предусмотрен ремонт 18,689 км. указанной автомобильной дороги, в том числе в 2011 г. -12,824 км. На основании п. 3.5.1, 3.1.6 контракта предусмотрена обязанность заказчика (Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области) и балансодержателя (ГУ "Ленавтодор") осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их исполнения, а при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иных недостатков немедленно заявлять об этом подрядчику (ЛО ГП "Сланцевское ДРСУ") в письменной форме, назначив срок их устранения, 19.09.2011 г. (л.д. 210-226 том 1).
19.09.2011 года Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области было издано распоряжение N 112/11, в соответствие с которым были дополнительно распределены средства на ремонт участка автомобильной дороги км. 24+850 - 26+500 с лимитом 13097,955 тыс. руб. и окончанием ремонта в 2011 году.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При разрешении исковых требований, суд правильно исходил из того, что ответчики, являются лицами, ответственными за содержание и ремонт указанной региональной дороги. Факт дефектов дороги, создающих опасность при автомобильном движении, подтверждается представленными доказательствами.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал доводы участников процесса, в том числе представленные в письменной форме, документальные доказательства, а также условия государственных контрактов на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Сланцевского района от 13.10.2009 года заключенного между ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ", и от 12.04.2010 года, заключенного между ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ", и от 06.04.2011 года, заключенных между Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области, ГУ "Ленавтодор" и Ленинградское областное ГП "Сланцевское ДРСУ".
По результатам исследованных материалов дела и доказательств, суд первой инстанции установил, что спорные участки дороги, относятся к дорогам регионального значения, следовательно, находятся в ведении Правительства Ленинградской области, закреплены на праве оперативного управления за ГУ "Ленавтодор" и согласно указанным государственным контрактам включены в перечень автомобильных дорог, обслуживаемых Ленинградским областным ГП "Сланцевское ДРСУ".
Правильно применяя нормы материального права: ст. ст. 12, 15, 18, 33 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года N 196-ФЗ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик ГУ "Ленавтодор" возложенные на него обязанности в части содержания автодороги надлежаще не выполнил, доказательства осуществления контроля за ходом и качеством выполнения работ Ленинградским областным ГП "Сланцевское ДРСУ", а также в части информирования Комитета по дорожному хозяйству о необходимости выделения дополнительных денежных средств для устранения недостатков проезжей части на вышеуказанном участке дороги не представил.
Поскольку обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги, суд первой инстанции, учитывая то, что ответчик - Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ленинградской области на цели обеспечения дорожной деятельности, средств субвенций, субсидий и дотаций федерального бюджета, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Ленинградской области, обоснованно и правомерно возложил на ответчиков обязанности по выполнению указанных в заявлении прокурора требований, признав их законными.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции также правильно исходил из того, что представленные прокурором доказательства, бесспорно, свидетельствуют о необходимости ремонта автомобильной дороги.
В заявленных прокурором требованиях необходимые для выполнения виды работ конкретизированы.
Довод кассационной жалобы о том, что расходные обязательства Ленинградской области по ремонту участка спорной автомобильной дороги могут возникнуть лишь в результате принятия закона или иного нормативного правового акта Ленинградской области, но не в результате судебного акта, прямо противоречит требованиям ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, вручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 марта 2012 г. N 33-3419/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)