Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 3 апреля 2012 г. N 33-4108/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Тарасовой И.В.
судей
Лебедева В.И., Корсаковой Ю.М.
при секретаре
Кургузовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании 03 апреля 2012 года дело N 2-4632/11 по кассационной жалобе Плешаковой Г.Н. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2011 года по делу по заявлению Плешаковой Г.Н. об оспаривании решения Ленинградского областного комитета по управлению городским имуществом (далее - Леноблкомимущество), признании незаконным бездействия Правительства Ленинградской области, обязании Правительства Ленинградской области издать Распоряжение.
Заслушав доклад судьи Тарасовой И.В., выслушав объяснения представителя Плешаковой Г.Н. по доверенности Жук К.В., представителя Леноблкомимущества по доверенности Лариной Н.Л., представителя Правительства Ленинградской области по доверенности Кочорова Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Плешакова Г.Н. обратилась в суд с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований просила признать решение Леноблкомимущества исх. N... от <дата> незаконным, признать незаконным бездействие Правительства Ленинградской области, выразившееся в уклонении от принятия Распоряжения о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленного назначения с разрешительным использованием: для строительства транспортно-складского центра, просила обязать Правительство Ленинградской области не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу оформить Распоряжение о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленного назначения.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что она является собственницей земельных участков по адресу: <адрес>, с кадастровым N... (общей площадью ... кв. м), с кадастровым N... (общей площадью ... кв. м), с кадастровым N... (общей площадью ... кв. м), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешительное использование: для сельскохозяйственного использования. <дата> Плешакова Г.Н. обратилась в Леноблкомимущество с ходатайством о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства транспортно-складского центра. <дата> решением Леноблкомимущества N... Плешаковой Г.Н. отказано в рассмотрении ее заявления. Заявитель полагает, что использование указанных земельных участков для сельскохозяйственного назначения является проблематичным, поскольку участки имеют низкую кадастровую оценку сельскохозяйственных угодий, участки заросли кустарником, имеют нарушенную мелиоративную сеть. Она предоставила Леноблкомимуществу все необходимые документы для рассмотрения ее ходатайства, отсутствие в представленных материалах утвержденного проекта планировки и межевания территории не является основанием для отказа в переводе земельных участков из одной категории земель в другую, поэтому не может являться основанием для отказа в рассмотрении ее ходатайства.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2011 года в удовлетворении требований Плешаковой Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к критике выводов суда, указывается на неправильное применение судом норм материального закона, на нарушение судом процессуального закона.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Леноблкомимущества принято уполномоченным органом в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Как усматривается из материалов дела, заявительница Плешакова Г.Н. является собственницей трех земельных участков по адресу: <адрес>. Данные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
<дата> Плешакова Г.Н. обратилась в Леноблкомимущество с ходатайством о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для строительства транспортно-складского центра.
Письмом Леноблкомимущества от <дата> N... Плешаковой Г.Н. отказано в рассмотрении ее ходатайства в связи с нарушением пп. 2 п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Одной из причин отказа в рассмотрении ходатайства Плешаковой Г.Н. явилось отсутствие документации по планировке территории, определяющей вид разрешенного использования участка, поскольку такая документация необходима для указания в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 3 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ в акте о переводе земельных участков оснований изменения категории земель.
В силу абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
В п. 3 ст. 2 указанного Закона приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в ходатайстве, а в п. 4 этой же статьи указан перечень документов, которые должны быть приложены к такому ходатайству.
Пунктом 3 статьи 4 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ предусматривается, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планированию территории, землеустроительной документации.
Аналогичные основания для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель содержатся в п. 3 ст. 8 Закона Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области".
В силу пп. 8 п. 1 ст. 6 Закона Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую прилагается, в том числе, заключение уполномоченного органа по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.
Как следует из материалов дела, Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации Ленинградской области в письме от <дата> указал Плешаковой Г.Н., что поскольку участок не имеет подъезда по дорогам общего пользования, градостроительный план земельного участка может быть подготовлен только после разработки проекта планировки с проектом межевания территории, включающей рассматриваемый участок. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. Подготовку документации по планировке территории обеспечивают органы местного самоуправления, в том числе, на основании предложений физических лиц.
Согласно письму Муниципального образования "..." Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <дата> Администрация МО не приступила к разработке проекта планировки и межевания территории, в границах которой располагаются земельные участки Плешаковой Г.Н., из-за отсутствия средств в бюджете, однако предполагает приступить к разработке указанного проекта при их наличии.
В силу п. 2 ст. 3 ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано, в том числе, в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
Согласно п. 3 ст. 3 указанного Закона ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
Аналогичные нормы содержатся в пп. 2 п. 6, п. 7 ст. 7 Закона Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз.
Исходя из приведенных выше правовых норм и представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Леноблкомимущества от <дата> об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель является законным, поскольку Плешакова Г.Н. не представила все необходимые документы, указанные в ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ и в Законе Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз, а именно: к ходатайству не была приложена документация по планировке территории, определяющей вид разрешенного использования участка.
При изложенных обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Довод жалобы о том, что суд при вынесении решения по делу применил нормы, не подлежащие применению, поскольку требования Областного закона Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" противоречат положениям Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", является несостоятельным.
Данный довод основан на неправильном толковании правовых норм федерального земельного законодательства, в соответствии с которым правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию земель, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
ФЗ РФ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ устанавливает, что содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что положения Областного закона Ленинградской области от 22.06.2005 г. N 51-оз, устанавливающие требования к содержанию ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель и составу прилагаемых к нему документов в установленном законом порядке не оспорены, противоречащими федеральному земельному законодательству не признаны, судебная коллегия считает, что нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе, на которые ссылается заявитель в жалобе, судом при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Утверждение истицы о том, что ей необоснованно отказано в переводе земельных участков из одной категории земель в другую, является необоснованным, поскольку решения об отказе в переводе земель из одной категории земель в другую не принималось. Леноблкомимущество отказало в рассмотрении ходатайства в связи с отсутствием необходимых документов.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 2 ФЗ РФ от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 апреля 2012 г. N 33-4108/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)