Определение Ленинградского областного суда
от 21 декабря 2011 г. N 33-6331/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В.,
судей: Киреевой И.А. и Озерова С.А.,
с участием прокурора: Астапенко С.А.,
при секретаре: Глазуновой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2011 года по гражданскому делу N по иску Приозерского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны артезианской скважины и получить санитарно - эпидемиологическое заключение по нему.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения прокурора Астапенко С.А., полагавшего, что оснований к отмене обжалуемого решения не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Приозерский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Приозерский городской суд Ленинградской области с иском к Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании разработать проект зоны санитарной охраны водопроводных очистных сооружений (водозабор - N б/н) на озере Вуокса-Вирта в поселке <адрес> и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 г., в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Администрация МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области имеет в собственности систему водопроводных очистных сооружений (водозабор - N б/н) на озере Вуокса-Вирта в поселке <адрес>, которую по договору аренды эксплуатирует ООО <...> в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В ходе проведения проверки указанных водопроводных очистных сооружений были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии разработанного проекта зоны их санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения по нему. Данные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания (л.д. 4-6).
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 24 августа 2011 года в качестве соответчика по делу привлечена Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (л.д. 117-119).
В суде первой инстанции помощник Приозерского городского прокурора Андреева П.А. на иске настаивала.
Представители ответчика Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области Танков С.В. и Харченко М.С. иск не признали, пояснили, что работы по подготовке градостроительной документации выполняет Администрация МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области в соответствии с соглашениями о передаче полномочий. Артезианские скважины и водопроводные очистные сооружения находятся на землях Министерства Обороны РФ и в настоящее время ведутся работы по оформлению документов в отношении земельных участков. В бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства для проведения необходимых мероприятий по разработке проекта зоны санитарной охраны и получения заключения по нему.
Представитель ответчика Администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области Петрова Н.А. иск не признала, поддержала позицию ответчика Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Приозерском районе Сивуров Д.Н. иск поддержал, пояснил, что ни один из источников водоснабжения, расположенных на территории Приозерского района Ленинградской области и находящихся на учете в водном реестре, не имеет согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны.
Третье лицо ООО <...>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2011 года исковые требования Приозерского городского прокурора к Администрации МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области удовлетворены в полном объеме (л.д. 146-153).
Администрация МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области подала кассационную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что артезианская скважина, действительно, находится в собственности МО Ромашкинское сельское поселение, однако земельный участок под скважиной и водопроводными очистными сооружениями находится в собственности Министерства обороны РФ. Для разработки зоны санитарной охраны и получения заключения по нему обязательным условием является нахождение в собственности земельного участка. Для передачи в собственность МО Ромашкинское сельское поселение земельного участка и оформления соответствующих документов необходимо значительное количество времени. Таким образом, решение суда о разработке проекта зоны санитарной охраны в течение 3-х месяцев с момента вступления его в законную силу будет заведомо неисполнимым (л.д. 160).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте её рассмотрения (л.д. 163-172).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области (арендодателем) и ООО <...> (арендатором) заключен договор аренды N, согласно которому во временное пользование арендатора были переданы объекты коммунально-бытового назначения, в том числе, и система водопроводных очистных сооружений (водозабор - N б/н) на озере Вуокса-Вирта в поселке <адрес>, для использования в соответствии с прямым хозяйственным назначением - для оказания услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения (л.д. 67-72).
Водопроводные очистные сооружения (водозабор - N б/н) на озере Вуокса-Вирта в поселке <адрес> являются муниципальной собственностью и расположены в границах поселка <адрес> МО Ромашкинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103).
У указанных водопроводных очистных сооружений не разработан проект зоны санитарной охраны, включающий в себя определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны; отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение.
Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела документами (л.д. 66, 73, 79, 100) и никем из участников процесса не оспаривались.
Таким образом, в настоящее время ООО <...> осуществляет деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации водозабора из озера Вуокса-Вирта в поселке <адрес> без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Согласно положениям п. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы её организации для данного водопровода.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны водозаборной системы хозяйственно-питьевого водоснабжения из озера Вуокса-Вирта в поселке <адрес>, а также санитарно - эпидемиологического заключения по нему, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения. При этом именно на Администрацию МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области как собственника данной водозаборной системы, а также в силу положений п.п.3, 4 статьи 6 его Устава, должна быть возложена обязанность по устранению в разумный срок допущенных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью указанных выводов суда первой инстанции, положенных в основу удовлетворения иска прокурора, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и вытекают из вышеупомянутых положений закона.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат; по сути кассационная жалоба представляет собой ходатайство об отсрочке исполнения решения суда. Однако такое ходатайство должно быть соответствующим образом оформлено и адресовано суду первой инстанции.
Исходя из изложенного, предусмотренных ст.ст.362-365 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ромашкинское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 декабря 2011 г. N 33-6331/2011
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)