Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 2 декабря 2010 г. N 22-7222/2010
Судебная коллегия по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего: Докиной И.А.
Судей: Лакова А.В. и Калмыковой Л.Н.
При секретаре: Ивановой М.А.
рассмотрела в судебном заседании 02 декабря 2010 г. кассационную жалобу осужденного Кобзева Д.С. на приговор Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2010 г., которым
Кобзев Д.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, судимый: 25.03.2010 г. по ст.ст. 119 ч. 1, 116 ч. 1, 130 ч. 1, 119 ч. 1, 116 ч. 1, 130 ч. 1, 69 ч. 2 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы;
Осужден по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 3 годам лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год.
В соответствии со ст. 69 ч. 5 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным по приговору от 25.03.2010 г., окончательно Кобзеву Д.С. назначено наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии со ст. 53 ч. 1 УК РФ после отбытия наказания в виде лишения свободы на Кобзева Д.С. возложены следующие ограничения: не изменять место жительства; не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы; являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказание в виде ограничения свободы 1 раз в месяц для регистрации.
Заслушав доклад судьи Лакова А.В.; объяснение Кобзева Д.С. и мнение адвоката Тарана И.В., поддержавших кассационную жалобу и просивших приговор суда изменить; мнение потерпевшей К., просившей приговор суда изменить; мнение прокурора Сапруновой Ю.Ю., полагавшей необходимым приговор суда как законный, обоснованный и справедливый оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
В кассационной жалобе и дополнении к жалобе осужденный Кобзев Д.С. просит приговор суда изменить. В обоснование жалобы Кобзев Д.С., не оспаривая факт совершения им противоправного деяния в отношении потерпевшей К., указывает, что судом его действия квалифицированы неверно; умысла на убийство он не имел и лишать потерпевшую жизни не намеревался; его действия, выразившиеся в угрозе убийством, и в применении насилия к К. должны быть квалифицированы по фактически наступившим последствиям; противоправные действия по отношению к потерпевшей он прекратил самостоятельно. Кроме того, осужденный Кобзев Д.С. указывает, что суд назначил ему чрезмерно суровое наказание.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, исследовал их с достаточной полнотой и дал всем обстоятельствам обоснованную и мотивированную оценку.
Вина Кобзева Д.С. в совершении 24.01.2010 г. с 18 часов 10 минут до 18 часов 30 минут в <адрес> <адрес> по проспекту Мориса Тореза на почве личных неприязненных отношений покушения на убийство К., установлена совокупностью подробно приведенных в приговоре доказательств которые, по мнению судебной коллегии, полностью изобличают осужденного в содеянном.
В соответствии со ст. 307 п. 2 УПК РФ суд надлежащим образом привел в приговоре существо доказательств, на которых основаны выводы в отношении осужденного Кобзева Д.С., а также привел мотивы, по которым отверг другие доказательства.
Показания потерпевшей К., свидетелей С., К.С., У. об обстоятельствах совершения Кобзевым Д.С. преступления, подробно приведены в описательно-мотивировочной части приговора.
Из показаний потерпевшей и свидетелей следует, что Кобзев Д.С. длительное время злоупотребляет наркотическими средствами и алкогольными напитками. В состоянии опьянения становится агрессивным по отношению к своей матери - К. и бабушки - С. 24.01.2010 г. в вечернее время, Кобзев Д.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения и агрессии, в процессе конфликта, с силой схватил руками за шею К., и, высказывая угрозы убийством, которые воспринимались К. реально, стал душить потерпевшую. Продолжая душить К., толкнул потерпевшую, отчего она упала, и спиной сломала спинку стула. К., будучи физически значительно слабее осужденного, не могла в полной мере оказать адекватного сопротивления, и учитывая агрессивное поведение Кобзева Д.С., реально осознавала опасность того, что осужденный может ее убить. Преступные действия Кобзева Д.С. были пресечены активным вмешательством С., которая стала хватать за руки осужденного, помогая потерпевшей освободиться от Кобзева Д.С. Своими действиями Кобзев Д.С. причинил потерпевшей повреждения шеи.
Суд в достаточной мере проверив и оценив показания потерпевшей и свидетелей, пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что они непротиворечивы, являются относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, и у потерпевшей К. и свидетелей С., У., К.С. отсутствуют основания для оговора осужденного или заинтересованность в исходе дела.
У судебной коллегии также не имеется оснований не доверять показаниям потерпевшей и свидетелей, которые подтверждают виновность осужденного Кобзева Д.С.
При этом, суд в приговоре надлежащим образом оценил изменение потерпевшей К. в ходе судебного заседания показаний в части того, что она в настоящее время жалеет Кобзева Д.С. и полагает, что у него отсутствовал умысел на убийство.
Суд сделал мотивированный вывод, что показания К. в этой части опровергаются всей совокупностью доказательств, и связаны с желанием потерпевшей смягчить ответственность своего сына - Кобзева Д.С. за содеянное, и судебная коллегия с данным выводом суда полностью согласна.
Суд также проверил и оценил другие доказательства по делу: телефонограмму из клиники от 25.01.2010 г. об обращении К. с ушибом мягких тканей шеи от давления; К. пояснила, что ее душил Кобзев Д.С. (л.д. 10); протокол принятия устного заявления К. о преступлении (л.д.11); протокол осмотра места происшествия - <адрес> <адрес> по проспекту Мориса Тореза (л.д. 18-19); рапорт задержания Кобзева Д.С. от 25.01.2010 г. (л.д. 46); заключение судебно-медицинской экспертизы о характере, механизме, локализации, количестве телесных повреждений, причиненных потерпевшей К., времени из причинения и степени тяжести (л.д.94-95); заключение судебно-психиатрической экспертизы на Кобзева Д.С. (л.д. 86-87).
Суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, являются относимыми, допустимыми и достоверными, и судебная коллегия с данным выводом суда согласна.
Оснований для признания каких-либо доказательств виновности осужденного Кобзева Д.С. недопустимыми, не имеется.
Осужденный Кобзев Д.С. в ходе судебного разбирательства подтвердил обстоятельства применения насилия к потерпевшей, отрицая наличие умысла на убийство.
Судом дана оценка показаниям осужденного Кобзева Д.С. в части того, что он не имел умысла на причинение смерти К.
Суд сделан правильный и мотивированный вывод, что показания Кобзева Д.С. в этой части опровергаются всей совокупностью собранных и исследованных доказательств и недостоверны.
Суд в достаточной мере проверил и оценил версию защиты; верно установил конкретные преступные действия Кобзева Д.С. и прямой умысел на совершение преступления; дал правильный и подробный анализ доказательствам, подтверждающим обвинение Кобзева Д.С., и, признав указанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела, сделал верный вывод о виновности Кобзева Д.С.
При квалификации действий Кобзева Д.С. суд пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что о прямом умысле осужденного на убийство свидетельствуют те обстоятельства, что Кобзев Д.С., находясь в состоянии опьянения и агрессии по отношении к К., будучи значительно сильнее физически, умышленно давил двумя руками за жизненно-важного орган - шею потерпевшей с достаточной силой, чтобы оставить телесные повреждения, сопровождая свои действия угрозами убийством, навалился на потерпевшую, отчего она упала, сломав спиной спинку стула, и не смог довести преступление до конца только в результате оказания К. сопротивления и вмешательства свидетеля С.
Судебная коллегия с выводами суда полностью согласна, а доводы кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке доказательств.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих безусловную отмену приговора, не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что осуждение Кобзева Д.С. является законным и обоснованным, а юридическая квалификация его действий по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ, правильной.
При назначении Кобзеву Д.С. наказания суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности содеянного; данные о личности; совокупность смягчающих обстоятельств; отсутствие отягчающих обстоятельств; мнение потерпевшей, не настаивающей на строгом наказании; влияние наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Выводы суда о необходимости назначения Кобзеву Д.С. наказания только в виде реального лишения свободы и о применении к нему дополнительного наказания надлежащим образом в приговоре мотивированы.
По мнению судебной коллегии, назначенное Кобзеву Д.С. наказание с применением ст. 64 УК РФ чрезмерно суровым не является, а доводы кассационной жалобы о несправедливости приговора несостоятельны.
Нарушений требований ст. 69 ч. 5 УК РФ при назначении Кобзеву Д.С. окончательного наказания по совокупности преступлений не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 373, 378 ч. 1 п. 1, 388 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2010 г. в отношении Кобзева Д.С. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 декабря 2010 г. N 22-7222/2010
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)