Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 апреля 2012 г. N 33-5022/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сопраньковой Т.Г.
судей
Селезневой Е.Н.
Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 апреля 2012 года гражданское дело N 2-435/12 по апелляционной жалобе Кашина Н.В. на решение Красногвардейского районного суда г. Санкт - Петербурга от 23 января 2012 года по иску Кашина Н.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии,
Заслушав доклад судьи Сопраньковой Т.Г.,
Выслушав объяснения истца Кашина Н.В. и его представителя,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Кашин Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт - Петербурга о назначении досрочной трудовой пенсии с включением в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости следующих периодов работы:
с 19.08.1982 года по 19.10.1982 года (продолжительностью 02 месяца 01 день) - период работы истца в должности <...>;
с 23.05.1984 года по 28.08.1985 года (продолжительностью 01 год 03 месяца 06 дней) - период работы истца в должности <...>;
с 25.10.1982 года по 25.04.1984 года (продолжительностью 1 год 06 месяцев) - период прохождения службы в Вооруженных Силах Советской Армии;
с 01.01.2001 года по 13.10.2010 года (продолжительностью 09 лет 09 месяцев 13 дней) - период работы в должности <...>.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт - Петербурга от 23 января 2012 года исковые требования Кашина Н.В. удовлетворены частично.
Суд включил в стаж работы Кашина Н.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды работы: с 19.08.1982 года по 19.10.1982 года в должности <...>, с 23.05.1984 года по 28.08.1985 года в должности <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решение суда в части отказа в удовлетворении иска, считает выводы суда в названной части незаконными и необоснованными.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт - Петербурга в заседание коллегии не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (п/п. 10 п. 1), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (п. 3).
13 октября 2010 года Кашин Н.В. обратился в УПФ РФ в Красногвардейском районе с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением УПФ РФ в Красногвардейском районе N... от 02.03.2011 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого трудового стажа - 25 лет.
Рассматривая заявленные требования, суд, проверив законность решения УПФ РФ в Красногвардейском районе Санкт - Петербурга об отказе Кашину Н.В. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого трудового стажа 25 лет, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в требуемый стаж следующих периодов:
с 25.10.1982 года по 25.04.1984 года (продолжительностью 1 год 06 месяцев) - период прохождения службы в Вооруженных Силах Советской Армии;
с 01.01.2001 года по 13.10.2010 года (продолжительностью 09 лет 09 месяцев 13 дней) - период работы в должности <...>.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке представленных в дело доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенные положения Конституции РФ, разрешая настоящий спор по существу, правомерно исходил из того, что на момент прохождения истцом военной службы в Советской Армии в период с 25.10.1982 года по 25.04.1984 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которым также были утверждены Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначается учителям и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в Вооруженных Силах СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
Также в силу пункта 2 настоящего Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
Время работы, указанные в вышеприведенных пунктах названного Положения, засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п. 4 Положения).
01 октября 1993 года Постановление Совета Министров СССР N 1397 утратило силу.
Между тем, в ходе рассмотрения спора судом не установлено и не подтверждено сторонами дела, что по состоянию на 01.10.1993 года у истца был требуемый стаж (не менее 2/3 стажа от требуемого 25-летнего стажа) для включения службы в Вооруженных Силах СССР (с 25.10.1982 года по 25.04.1984 года) в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 30.11.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного Законом возраста, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Суд установил, что трудовой стаж истца по состоянию на 01.01.2001 в должности и в учреждении поименованном в Списке составил 16 лет 05 месяцев 28 дней, в связи с чем признал период работы истца в <...> не подлежащим зачету в качестве специального стажа, поскольку условия, установленные п. 12 названных Правил, не соблюдены.
Судебная коллегия, на основании вышеизложенного, учитывая, что указанные условия не выполнены применительно к трудовой деятельности истца, то периоды службы истца в Вооруженных силах СССР и работы в должности <...> обоснованно не были включены судом первой инстанции в его педагогический стаж.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе истец, оспаривая вышеизложенные выводы суда, ссылается на то, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования в части и включив периоды работы в <...> (с 19 августа по 19 октября 1982 года) и <...> (с 23.05.1984 по 28.28.1985) в специальный трудовой стаж, фактически подтвердил право истца на получение досрочной пенсии. Кроме того, суд первой инстанции не учел тот факт, что ранее учреждения дополнительного образования, в том числе "<...>" и "<...>", назывались внешкольными учреждениями.
Таким образом, при включении в трудовой стаж периода прохождения службы в Вооруженных Силах Советской Армии на 01 января 2001 г. условия, установленные пунктом 12 Правил, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, будут соблюдены.
Между тем, данные доводы жалобы не имеют правового значения для рассматриваемого спора.
Включение судом первой инстанции в специальный трудовой стаж периодов работы истца в <...> (с 19 августа по 19 октября 1982 года) и <...> (с 23.05.1984 по 28.28.1985) не свидетельствуют о наличии правовых оснований в силу действия п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, для включения в специальный трудовой стаж службы в Вооруженных Силах Советской Армии.
Служба в Вооруженных Силах Советской Армии была бы зачтена лишь при условии наличия у истца на 01.01.2001 года не менее 2/3 специального стажа, что прямо следует из п.п. г) п. 1, п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красногвардейского района Санкт - Петербурга от 23 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 апреля 2012 г. N 33-5022/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)