Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 26 апреля 2012 г. N 33-4994/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Вологдиной Т.И., Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2012 года гражданское дело N 2-728/12 по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2012 года по иску прокурора Приморского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Кочетковой М.А. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Ж. (доверенность "..."), прокурора Войтюк Е.И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2012 года на ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность произвести Кочетковой М.А. перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения с "..." года на 100% минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и с "..." года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также проиндексировать задолженность по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить решение суда, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, вынести по настоящему делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Кочетковой М.А. с "..." года в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркологических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" была назначена пенсия по случаю потери кормильца - супруга А.А., сотрудника Санкт-Петербургского ОМОН при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, направленного в служебную командировку в Чеченскую республику и погибшего "..." года при исполнении должностных обязанностей в Северо-Кавказском регионе.
Однако при обращении к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, Кочетковой М.А. было отказано по мотиву отсутствия правовых оснований для перерасчета пенсии, получаемой истцом, поскольку в силу п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркологических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" было предусмотрено повышение пенсии по случаю потери кормильца ветеранам боевых действий, т.е. получатель пенсии должен быть ветераном боевых действий.
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов Кочетковой М.А. с иском к ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил произвести перерасчет получаемой Кочетковой М.А. пенсии с учетом ее повышения с "..." года на 100% минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с "..." года произвести перерасчет и выплатить надбавку на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного Закона, а также проиндексировать задолженность по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 5 названного Закона в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого Закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В статье 45 Закона от 12.02.1993 года N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений лиц, участвующих в деле, анализа представленных документов, обоснованно признал, что Кочеткова М.А. является субъектом получения пенсии по случаю потери кормильца и имеет право на повышение ей пенсии по основаниям, предусмотренным п. "г" ст. 45 указанного Закона как супруга ветерана боевых действий. Пришел к правильному выводу о том, что Кочеткова М.А. имеет право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и получение надбавки к пенсии, поскольку ее супруг - А.А. является ветераном боевых действий.
При этом суд, руководствуясь ч. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, закрепляющей положение о том, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, правильно исходил из того, что Кочеткова М.А. имеет право на перерасчет пенсии с учетом ее повышения с "..." года на 100% минимального размера пенсии, и с "..." года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1.
Отсутствие у Кочеткова А.А. на момент смерти удостоверения "Ветерана боевых действий" не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку в силу прямого указания Федерального закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с учетом последующих доп. и изм.), как правильно указал суд первой инстанции, А.А. являлся ветераном боевых действий, так как проходил службу в органах внутренних дел и погиб в период времени, отнесенный к периодам ведения боевых действий с участием граждан РФ.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 данного закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцев, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежними размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Согласно абз. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Истец не обращалась к ответчику за перерасчетом пенсии по случаю потери кормильца, вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с учетом повышения за "..." и "..."г.г. с учетом абз. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, при этом суд исходил из того, что истец не знала и не обязана была знать о повышении данных видов пенсии, обязанность по производству перерасчета лежит на ответчике.
Судебная коллегия не усматривает оснований полагать данные выводы суда первой инстанции неправомерными.
Согласно пункту "г" статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 3 декабря 2007 года N 319-ФЗ в вышеуказанную норму были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, истец имела право на повышение пенсий по случаю потери кормильца.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по перерасчету истице пенсии по случаю потери кормильца с момента возникновения у нее такого права, то оснований для отказа в удовлетворении указанных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
По существу доводы кассационной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, основаны на ином толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Удовлетворяя исковые требования в части индексации взыскиваемых сумм, суд первой инстанции сослался на положения ст. 318 ГК РФ и пришел к выводу о том, что данные суммы подлежат индексации с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.
В апелляционной жалобе представитель ответчика не согласился с данным выводом суда первой инстанции, указал, что вышеназванная норма права не предусматривает индексацию с учетом уровня инфляции несвоевременно выплаченной пенсии.
Данный довод заслуживает внимания.
Согласно положениям ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором (в ред. Федеральных законов от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ).
Таким образом действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность индексации исходя из уровня инфляции.
Не предусмотрен такой порядок индексации и Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таком положении решение суд подлежит изменению в части определения механизма индексации несвоевременно выплаченной пенсии.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2012 года изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести Кочетковой Марине Алексеевне перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения с "..." года на 100% минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и с "..." года на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а также проиндексировать задолженность по пенсионным выплатам в порядке, установленном законом.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2012 г. N 33-4994/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)