Определение Ленинградского областного суда
от 14 марта 2012 г. N 33-1049/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего <данные изъяты>
судей <данные изъяты>
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования Приозерское городское поселение Глумилиной Н.В. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 января 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Терещенкова М.М. к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение о признании отказа в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <данные изъяты> возражения Терещенкова М.М., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Терещенков М.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение о признании Постановления Главы администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области N 88 от 05 апреля 2010 года "Об отказе в приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" незаконным в части отказа ему в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области поставить Терещенкова М.М. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях; обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области обеспечить жилым помещением, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года.
В обоснование заявленного требования истец указал, что является инвалидом второй группы и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом "О ветеранах". В 2009 году обратился к ответчику с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет и обеспечении жилым помещением один раз в виде меры социальной поддержки ветеранам войны, определенной Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года. Постановлением N 88 от 05 апреля 2010 года в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано. С принятым решением истец не согласился, в связи с чем, вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив в суд представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что истец Терещенков М.М. является инвалидом второй группы и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года.
В 2009 году истец обратился в Администрацию МО Приозерское городское поселение с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, постановке на учет и обязании обеспечить жилым помещением один раз в виде меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, определенной Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года.
Постановлением администрации муниципального образования Приозерское городское поселение N 88 от 05 апреля 2010 года истцу отказано в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он проживает один в 3-х комнатном жилом доме по адресу: <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности его сыну - Терещенкову В.М., вследствие чего обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
С данным решением истец не согласен, считает его незаконным, принятым с нарушением норм действующего законодательства по следующим основаниям.
Указанный жилой дом и земельный участок Терещенков М.М. продал своему сыну - Терещенкову В.М. по договору купли-продажи от 05 мая 2003 года, то есть более пяти лет до обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. На момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, решений об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем Правительством РФ принято не было, поэтому истец не мог предполагать, что его действия по продаже жилья повлекут для него в дальнейшем неблагоприятные последствия.
В жилом доме зарегистрирован и проживает только Терещенков М.М. Сын истца постоянно зарегистрирован и проживает со своей семьей в городе Санкт - Петербурге по адресу: <данные изъяты> что подтверждается справкой Ф-9 о его проживании и справкой с места работы. Иного жилого помещения в настоящее время истец в собственности и на других законных основаниях не имеет, право бесплатной приватизации не использовал.
Ответчик - администрация муниципального образования Приозерское городское поселение в судебное заседание представителя не направил, согласно заявлению в материалах дела просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Согласно письменному отзыву, ответчик исковые требования Терещенкова М.М. не признал.
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2011 года администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
19 декабря 2011 года принято уточненное исковое заявление Терещенкова М.М., в котором истец просит:
1) признать Постановление N 88 от 05 апреля 2010 года Главы администрации МО Приозерское городское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области "Об отказе в приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части отказа в приеме на учет Терещенкова М.М., 1926 г.р. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным;
2) обязать администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение поставить Терещенкова М.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
3) обязать администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области включить Терещенкова М.М. в списки граждан - ветеранов Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 января 2012 года производство по настоящему делу прекращено в части требований к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области об обязании включить Терещенкова М.М. в списки граждан - ветеранов Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным абз.4 ст. 220 ГПК РФ (истец отказался от иска и отказ принят судом).
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 января 2012 года (л.д. 116-125) исковые требования Терещенкова М.М. к администрации муниципального образования Приозерское городское поселение удовлетворены.
Постановление главы администрации муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области N 88 от 05 апреля 2010 года "Об отказе в приеме на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" признано незаконным в части отказа Терещенкова М.М. в приеме на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На администрацию муниципального образования Приозерское городское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность принять Терещенкова М.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В апелляционной жалобе (л.д. 129-130) глава администрации муниципального образования Приозерское городское поселение Глумилина Н.В., выражая свое несогласие с вынесенным судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить и принять новое решение об отказе в заявленных исковых требованиях. По существу доводы жалобы аналогичны позиции, изложенной в ходе рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
При этом названный Указ Президента РФ не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответственно, порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
В соответствии с п/п 4 п. 1 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Основанием для обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны жильем в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что истец Терещенков М.М., 1926 года рождения, является инвалидом Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, имеет вторую группу инвалидности вследствие военной травмы.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Судом установлено, что до 2003 года Терещенкову М.М. на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 913 кв. м и находящийся на нем жилой дом по адресу: <данные изъяты>, состоящий из трех жилых комнат, кухни и прихожей, холодной пристройки.
05.05.2003 года Терещенков М.М. продал вышеназванное имущество Терещенкову В.М. и на данный момент какими-либо объектами недвижимости не владеет.
С момента осуществления прав собственника, предусмотренных ст. 30 ЖК РФ, до подачи Терещенковым М.М. заявления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении прошло более пяти лет.
Отказывая Терещенкову М.М. в данном заявлении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, администрация указала, что Терещенков М.М. обеспечен жилой площадью более учетной нормы, а, заключив в 2003 году договор купли-продажи с Терещенковым В.М., ухудшил тем самым свои жилищные условия.
Суд счел указанный вывод администрации ошибочным, не основанным на законе и фактических обстоятельствах дела и признал отказ незаконным.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда.
Судом установлено, что с 1968 года по настоящее время Терещенков М.М. зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <данные изъяты> принадлежащий на праве собственности его сыну - Терещенкову В.М.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Согласно п/п "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" для признания названных в ст. 31 ЖК РФ лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", наличие или отсутствие регистрации является лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях. Само по себе наличие регистрации не может служить доказательством наличия права на жилую площадь, если нет других обстоятельств, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания в пределах Российской Федерации", регистрация Российской Федерации по месту жительства является лишь предусмотренной Федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства и не влияет на возникновение, изменение и прекращение жилищных правоотношений.
Между тем, в процессе судебного разбирательства установлено, что хотя истец и является отцом Терещенкова В.М., проживает в жилом помещении, принадлежащем последнему на праве собственности, однако членом семьи Терещенкова В.М. не является, поскольку не проживает с ним совместно, не ведет с ним общего хозяйства, занимает жилое помещение на основании фактического найма.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в суд доказательствами. Каких-либо достоверных и убедительных доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ответчиком представлено не было.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на тот факт, что истец является членом семьи собственника жилого помещения, не нашел своего подтверждения.
Указание в апелляционной жалобе на то, что истца никто не ограничивает в праве пользования жилым помещением по месту его регистрации, не имеет юридического значения ни в силу ст. 20 ГК РФ, ни с учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 апреля 1995 года N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки С.Л." указал, что согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в силу действующего жилищного законодательства граждане могут быть обеспечены жилым помещением для постоянного проживания на праве собственности, либо по договору социального найма.
Между тем, Терещенков М.М. правом собственности на жилое помещение, в котором проживает, не обладает, а равно не является членом семьи собственника в смысле ст. 31 ЖК РФ.
Принимая во внимание факт того, что ранее Терещенков М.М. не реализовывал свое право на предоставление ему жилья как инвалиду Великой Отечественной войны, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными соответствующими требованиям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.
Доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Указания в жалобе о несогласии с выводами суда отмену судебного акта не влекут.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 13 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования Приозерское городское поселение Глумилиной Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 14 марта 2012 г. N 33-1049/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)