Определение Ленинградского областного суда
от 17 мая 2012 г. N 33а-2161/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.
судей Переверзиной Е.Б., Рогачевой В.В.
при секретаре Глазуновой Ю.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2012 года, которым частично удовлетворены исковые требования Вишняковой Т.А. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской <адрес> об обязании предоставить жилое помещение, обязании выделить в текущем году за счет средств областного бюджета субвенцию для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения представителя Правительства Ленинградской области - Кочоровой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, возражения Вишняковой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Вишнякова Т.А. обратилась в Лужский городской суд с исковым заявлением к ответчикам об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры за счет средств субъекта Российской Федерации, обязании Комитета финансов Правительства Ленинградской области и Правительства Ленинградской области выделить в текущем году за счет средств областного бюджета субвенцию Лужскому муниципальному району для приобретения жилья, уточнив исковые требования в судебном заседании
В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленного жилья. В ДД.ММ.ГГГГ решением Исполнительного комитета Лужского городского Совета народных депутатов Ленинградской области была определена в детский дом, поскольку ее мать лишена родительских прав, а отец умер. С <...> г. по <...> г. находилась в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затем как ребенок-сирота обучалась в Профессиональном училище N <адрес>, где была зарегистрирована в общежитии. Учитывая, что закрепленного жилого помещения не имеет, до настоящего времени зарегистрирована в общежитии, постановлением главы администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Администрация Тесовского сельского поселения ссылается на отсутствии свободного жилья. При устном обращении в жилищный отдел администрации Лужского муниципального района по вопросу обеспечения жильем, получены разъяснения, что дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью до 23 лет.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала.
Представитель Правительства Ленинградской области иск не признал, представил письменные возражения на иск /л.д. 40-41/.
Представитель администрации Лужского муниципального района, исковые требования не признала, указав, что областным законом отдельные государственные полномочия, в т.ч. полномочие по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы администрациям муниципальных районов Ленинградской области. Для осуществления отдельных государственных полномочий в областном бюджете предусматриваются необходимые финансовые средства в форме субвенций. Постановлением главы администрации Лужского муниципального района был утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующий до настоящего времени с внесенными в него изменениями и дополнениями. Администрация района ведет сводный список лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях вне очереди, относящихся в категории ребенок-сирота либо, ребенок, оставшийся без попечения родителей. Сводные списки направляются в Правительство Ленинградской области для решения вопроса о выделении соответствующих средств субвенций бюджета. Истец не относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, поскольку Вишняковой Т.А., <...> года рождения, более 23 лет. Истец не обращалась в установленном Постановлением главы администрации Лужского муниципального района порядке с заявлением о предоставлении жилого помещения за счет средств субвенций, а потому права Вишняковой Т.А. не нарушены /л.д. 88-89/.
Представитель Комитета финансов Ленинградской области иск не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление /л.д.100-103/.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2012 года исковые требования Вишняковой Т.А. удовлетворены частично. Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обязана предоставить Вишняковой Т.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что истец после окончания образовательного учреждения <...> <адрес>, находясь в возрасте 19 лет и обладая статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предприняла попыток реализовать свое право на внеочередное получение жилья. Истец должна была быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Администрация не согласна с выводом суда, что истец не мог реализовать свое право вследствие не разъяснения ей порядка предоставления жилья, поскольку согласно ст. 15 Конституции РФ гражданин обязан знать и соблюдать законы РФ. В связи с тем, что Вишнякова Т.А. не обращалась к ответчику по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения, то она не была включена в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, денежные средства на обеспечение ее жильем в составе средств выделяемых на эти цели субсидий не предусмотрено, ответчик не может приобрести для истца жилое помещение. Расходование денежных средств на приобретение жилья Вишняковой Т.А. и предназначенных для обеспечения жильем других лиц повлечет ущемление их жилищных прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно пункту 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 06.06.2008 N 46-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе - по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ определено, что к детям, оставшимся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Лужского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N Вишнякова Т.А., <...> года рождения, мать которой не исполняла родительские обязанности, а отец умер, была определена в Дом ребенка <адрес> /л.д. 20/.
Решением Лужского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Вишняковой Т.А. лишена родительских прав в отношении истца, последняя была передана на попечение органов опеки и попечительства /л.д. 21/.
Решением Исполнительного комитета Лужского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N истец переведена в Детский дом /л.д. 22/.
Вишнякова Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в <...> детского доме <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <...> школьном детском доме <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <...> детском доме <адрес> /л.д. 14/.
Вишнякова Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в "Профессиональном училище N" <адрес>, где была зарегистрирована по месту жительства в общежитии училища, расположенном по адресу: <адрес>, находилась на полном государственном обеспечении. В данном общежитии Вишнякова Т.А. зарегистрирована по настоящее время /л.д. 23, 112, 7-8/.
В собственности истец жилых помещений не имеет /л.д. 11-12/.
Постановлением главы администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ Вишнякова Т.А. признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, принята на учет /л.д. 10/.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворенных требований.
Удовлетворяя исковые требования, об обязании предоставить истцу, благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, суд пришел к выводу о не состоятельности доводов ответчиков, что истец не относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поскольку при окончании в <...> году не была обеспечена жилым помещение, сохранят данное право независимо от возраста, в котором она обратилась за реализацией своего права и подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия полагает, что с данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку истец обратилась за реализацией своего права на получения жилого помещения в 2011 году, в возрасте <...> лет, ранее с заявлениями о постановке на учет за получением жилого помещения не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет по заявлению учебных учреждений, под опекой которых истец находилась, т.е. на момент обращения в соответствии с преамбулой ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также ст. 1, не относилась к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23 летнего возраста.
Вывод суда первой инстанции, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилого помещения при обращении за постановкой на учет после исполнения им 23 летнего возраста, не состоятелен и противоречит действующему законодательству. Данная позиция нашла свое подтверждение в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 года, в соответствии с которой, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста, истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет поставлена не была, обратилась с заявлением о постановке на учет только в возрасте <...> лет.
Истец на основании постановления главы администрации <...> сельского поселения Лужского района поставлена на учет по предоставлению жилой площади, как лицо не обеспеченное жилой площадью и являющейся малоимущей, и имеет право в соответствии с установленной очередностью получить жилое помещение по нормам предоставления с учетом действующего законодательства.
Судом первой инстанции, при вынесении решения, в части удовлетворенных требований, сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела, а также представленным сторонами доказательствам.
Судебная коллегия полагает, что поскольку обстоятельства имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, и доказательства подтверждающие позицию сторон представлены, с учетом изложенного, в удовлетворении требований Вишняковой Т.А. следует отказать.
Судебная коллегия полагает, что решение Лужского городского суда в части отказа в удовлетворении требований Вишняковой Т.А. отмене или изменению не подлежит, поскольку выводы суда в данной части, соответствуют представленным доказательствам и действующему законодательству, в данной части решение суда не обжаловалось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2012 года в части удовлетворения исковых требований Вишняковой Т.А. об обязании администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области - отменить. Вынести по делу новое решение в данной части.
В иске Вишняковой Т.А. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Правительству Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленной нормы предоставления за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области, выделяемых на эти цели Правительством Ленинградской области - отказать.
В остальной части решение Лужского городского суда Ленинградской области от 06 марта 2012 года - оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 17 мая 2012 г. N 33а-2161/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)