Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 2 мая 2012 г. N 33-5738
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Кутыева О.О.
Мелешко Н.В.
при секретаре
Бесшапошниковой О.И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-236/12 по апелляционной жалобе Ю. на решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года по заявлению Ю. об оспаривании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга о приватизации объекта нежилого фонда.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя Ю. - Л. (по доверенности), представителя КУГИ Санкт-Петербурга - А. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Ю. обратился в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал законность распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от <дата> N...-ра об условиях приватизации объекта нежилого фонда расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование поданного в суд заявления Ю. указал, что нежилое помещение, об условиях приватизации которого КУГИ Санкт-Петербурга издано распоряжение, является объектом общей долевой собственности собственников помещений дома, в помещении расположены инженерные коммуникации дома, кроме того, по утверждению заявителя, помещение, подлежащее продаже с публичных торгов, являлось объектом гражданской обороны и в установленном порядке из федеральной собственности не выбывало.
По мнению Ю., изданным <дата> N...-ра распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга нарушил права заявителя в области гражданской обороны, а также права заявителя как участника общей долевой собственности на это помещение.
Решением Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года Ю. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Ю. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым его заявление удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - ООО "Май Проперти", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, ГУ МЧС Российской Федерации по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены. Представитель ООО "Май Проперти" направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Представители ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге, ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу о причинах неявки в суд не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. ст. 167 (ч. 3,5), 327 (ч. 1) ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных представителей.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от <дата> N...-рз назначена приватизация объекта нежилого фонда, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, - нежилого помещения N... площадью <...> кв. м. кадастровый номер N..., расположенного в доме <адрес> (л.д.3).
Названным выше распоряжением определён способ приватизации объекта нежилого фонда - продажа государственного имущества на аукционе, а также определены прочие условия приватизации: форма подачи заявления, форма платежа и срок продажи.
В пункте 2.5 Распоряжения указано на наличие обременения, подлежащего включению в информационное сообщение и договор купли-продажи объекта, а именно о том, что выставляемое на продажу нежилое помещение имеет статус защитного сооружения гражданской обороны и в отношении данного объекта действует особый режим его использования.
<дата> в соответствии с распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга N...-рз от <дата>, спорное нежилое помещение было отчуждено на основании договора купли-продажи в пользу ООО "Май Проперти". В заключенном <дата> договоре в Статье 4 указаны обременение в виде статуса Объекта защищенного сооружения гражданской обороны.
<дата> между ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга", с одной стороны, и ООО "Май Проперти", с другой стороны, был заключён договор купли-продажи нежилого помещения N... площадью <...> кв. м. кадастровый номер N..., расположенного в доме N... литера <адрес>, согласно которому названное общество с ограниченной ответственностью приобрело данный объект недвижимости за <сумма> рублей (л.д. 123-124).
<дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произведена государственная регистрация права частной собственности ООО "Май Проперти" на нежилое помещение <адрес> (л.д. 143, 144).
На момент продажи нежилого помещения обществу с ограниченной ответственностью "Май Проперти", в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась запись о зарегистрированном праве государственной собственности Санкт-Петербурга на данный объект недвижимости (л.д. 95).
Суд первой инстанции обоснованно отверг довод Ю. о том, что нежилое помещение, в отношении которого КУГИ Санкт-Петербурга было принято оспариваемое распоряжение, из федеральной собственности не выбывало и на момент его продажи относилось к общему имуществу собственников помещений дома N... <адрес>.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июня 2011 года по делу N..., вступившим в законную силу, установлено, что нежилое помещение <адрес> было сформировано в существующих в настоящее время границах с 2001 года на площади части помещения N... и помещения N...; при этом, согласно архивным данным ПИБ Московского района при проведении первичной инвентаризации в 1956 году помещение N... использовалось под хозяйственное помещение - прачечную, а помещение N... использовалось в качестве убежища; часть помещения N..., часть помещения N... и часть помещения N..., учтенные в составе помещения N..., согласно учётным данным были обозначены, как хозяйственные отсеки; в 2001 году ч.п. N..., ч.п. N... и ч.п. N... были включены в состав помещения <адрес>, их использование не изменилось.
Из этого же вступившего в законную силу судебного акта видно, что при проведении плановой инвентаризации 31 августа 2007 года ПИБ Московского района зафиксировано наличие водомерного узла в части помещения N... и элеваторного узла в части помещения N...; в технической документации 2007 года имеется отметка о наличии оборудования в подвале жилого дома - водомерного и элеваторного узлов; при обследовании в 2008 году помещения N... зафиксировано наличие в части помещения N... мусоросборника.
Согласно части 1 статьи 290 ГК Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1 (пп.1,2) статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Согласно подпункту "а" пункта 2 названных выше Правил, в состав общего имущества дома включены помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, согласно положения пункта 3 Правил, следует использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
При этом, пункт 4 Правил устанавливает, что в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в ЕГРП, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРП.
Суд первой инстанции правильно указал в постановленном по делу решении, что поскольку на момент издания оспариваемого распоряжения и заключения ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" договора купли-продажи, право собственности Санкт-Петербурга на указанный объект недвижимости оспорено не было, то наличие в нежилом помещении инженерных коммуникаций, обслуживающих более одного помещения многоквартирного дома, само по себе, не является, основанием к признанию незаконным оспариваемого заявителем распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга. Сами инженерные коммуникации и технологическое оборудование занимают лишь часть помещения, в связи с чем, вопрос об обеспечении доступа к ним работников управляющей домом организации может быть разрешён с собственником помещения (ООО "Май Проперти").
Довод Ю. о том, что нежилое помещение не подлежало продаже с торгов в силу запрета на приватизацию, содержащегося в пункте 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, судом проверен и отвергнут правильно.
В материалах дела имеется ответ ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 20 апреля 2011 года о том, что объекты гражданской обороны (простейшие укрытия) в доме N... <адрес> до 1995 года были переведены в хозяйственные подвалы и по результатам инвентаризации, проведённой в 2000 и 2006 годах, защитные сооружения гражданской обороны по указанному адресу не числятся (л.д.73).
Содержание письма ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 20 апреля 2011 года подтверждается соответствующим актом, составленным <дата> комиссией, состоящей из работников жилищно-эксплуатационной организации (ГПРЭП Московского района) и представителей ГОиЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, утверждённым директором ГПРЭП Московского района г. Санкт-Петербурга и заместителем начальника штаба по делам ГОиЧС по Санкт-Петербургу и лен. области (л.д. 88-94).
Обоснованным является и вывод суда о пропуске Ю. срока установленного законом (ст. 256 ГПК Российской Федерации) на обращение в суд с заявлением об оспаривании распоряжения.
Заявление (жалобу) об оспаривании распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга от <дата> N...-рз Ю. направил в Московский районный суд г. Санкт-Петербурга 21 марта 2011 года (л.д. 34). При этом в заявлении Ю. указал, что о распоряжении КУГИ СПб ему стало известно только 03 марта 2011 года, т.е. в пределах 3-х месячного срока, установленного частью 1 статьи 256 ГПК РФ.
Однако, в материалы дела представлена копия заявления жильцов дома N... <адрес> от <дата>, адресованное Государственной жилищной инспекции и подписанное, помимо других жильцов дома, Ю., в котором ставится вопрос о правомерности использования ООО "Май Проперти" нежилого помещения N....
Следовательно, срок на обращение в суд необходимо исчислять со дня указанного на заявлении - <дата>. Таким образом, вывод суда о том, что к моменту обращения Ю. в суд срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, истёк, следует признать справедливым.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Московского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 февраля 2012 года по делу N 2-236/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 мая 2012 г. N 33-5738
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)