Определение Ленинградского областного суда
от 22 марта 2012 г. N 33а-1070/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Эдвардс А.А.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
с участием прокурора Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лодбалтлес" на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 17 января 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора Ленинградской области, предъявленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Лодбалтлес" об обязании провести мероприятия участкового лесничества Лодейнопольского лесничества.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Эдвардс А.А., заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Лодбалтлес" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда (...) Лодейнопольского лесничества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой установлено, что на территории лесного фонда, а именно в квартале 194 (выдел 29) Свирского участкового лесничества Лоденопольского лесничества размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 2 куб. м.. Проверкой также установлено, что указанный участок находится в аренде у ООО "Лодбалтлес" по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины от 30.12.2008 N 186/з-2008-12, заключенному между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. Ненадлежащее выполнение арендатором обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе очистку лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского поселения, негативно влияет на состояние природной среды и создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения. В этой связи прокурор, ссылаясь на положения ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, лежит на ООО "Лодбалтлес.
В судебном заседании помощник Лодейнопольского городского прокурора Ленинградской области ФИО6 исковые требования поддержал.
Представитель ООО "Лодбалтлес" ФИО7 в судебном заседании с иском не согласился. Считает, что обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления.
Представитель администрации Лоденопольского городского поселения Лодейнопольского муниципального района <адрес> ФИО8 иск поддержала.
Представитель третьего лица Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды <адрес> и ЛОГБУ "Ленобллес" ФИО9 против удовлетворения иска возражал, также полагая, что обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 17 января 2012 года исковые требования Лодейнопольского городского прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Лодбалтлес" ФИО7 просит решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 17 января 2012 года отменить.
В качестве основания для отмены судебного решения ответчик ссылался на то обстоятельство, что судом первой инстанции при разрешении заявленного спора нарушены нормы материального права. Полагает, что разрешение вопроса об организации мероприятий по ликвидации свалки входит в компетенцию органов местного самоуправления, в бюджете которого должны быть учтены расходы на совершение подобных действий.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО "Лодбалтлес" заключен договор аренды лесного участка N от (...) сроком действия договора 49 лет, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью (...) га, в том числе квартал (...) Лодейнопольского лесничества.
19.09.2011 года старшим помощником Лодейнопольского городского прокурора совместно в лесничим Свирского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель, расположенных на территории Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, в ходе которого в квартале (...) выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 2,0 куб. м, что подтверждается актом от (...).
Правильно определив круг юридически значимых обстоятельств по делу, оценив в совокупности собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь требованиями закона, суд, разрешая спор, с учетом конкретных обстоятельств дела, правовой позиции ответчика, изложенной в процессе судебного разбирательства, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации имеющейся несанкционированной свалки возложена не на органы местного самоуправления, а на ООО "Лодбалтлес" как арендатора этого земельного участка.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Так, статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ указанные в пункте 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пункта 4 Правил санитарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 28 данных Правил предусмотрено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства (статья 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Таким образом, частью 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно подпунктам "з", "н", "с" пункта 18 договора аренды от (...) ООО "Лодбалтлес" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 5.2. Проекта освоения лесов предусматривает, что на лесном участке, переданном в аренду ООО "Лодбалтлес", в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Из анализа приведенных выше положений, регулирующих спорные правоотношения, следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах в полном объеме.
Согласно пунктам 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Вместе с тем, учитывая, что в данном случае лесной участок находится в аренде у ООО "Лодбалтлес", положения пунктов 66 и 67 названного Руководства во взаимосвязи с частью 2 статьи 55 Лестного кодекса РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, возлагают, как указано выше, ответственность за ликвидацию свалок на ООО "Лодбалтлес".
Поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому правильно возложил обязанность по ликвидации отходов потребления на ООО "Лодбалтлес".
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении ном материального права.
Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 238, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 17 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лодбалтлес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 22 марта 2012 г. N 33а-1070/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)