Определение Ленинградского областного суда
от 21 февраля 2012 г. N 33а-631/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Эдвардс А.А.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года, которым частично удовлетворен иск Понарьиной Н.А. и Костиной В.Н. к Администрации Волховского района Ленинградской области о назначении доплаты к пенсии за выслугу лет за период работы в муниципальной должности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Эдвардс А.А., объяснения представителя Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО 10, поддержавшего жалобу, возражения Костиной В.Н. и Понарьиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Истец Понарьина Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации Волховского района Ленинградской области, в котором просила признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет за периоды работы с 11 октября 1973 года по 04 июня 1974 года, с 22 июля 1974 года по 23 декабря 1978 года, с 27 октября 1981 года по 31 октября 1996 года и обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность муниципального служащего с момента обращения в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплате к пенсии.
Истец Костина В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Волховского района Ленинградской области, в котором просила признать право на назначение пенсии за выслугу лет за периоды работы с 01 августа 1975 года по 26 ноября 1977 года, с 02 июля 1979 года по 31 октября 1996 года и обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность муниципального служащего с момента обращения в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплате к пенсии.
Определением Волховского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года гражданское дело по иску Понарьиной Н.А. и гражданское дело по иску Костиной В.Н. объединены в одно производство.
В обоснование требований истцы указали, что в настоящее время получают пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". До 01.11.1996 года трудовая деятельность истцов осуществлялась на государственных должностях комитета социальной защиты населения администрации Волховского района Ленинградской области. В связи с реорганизацией комитета социальной защиты населения и выделении из его состава отдела по назначению и выплате пенсий на основании Постановления губернатора Ленинградской области от 27.08.1996 N 118-ПГ, рекомендациями Министерства социальной защиты населения Ленинградской области от 23.08.1996 N 744-ф, распоряжением главы администрации Волховского района Ленинградской области N 401-рк от 25.10.1996 и создании в Ленинградской области единой пенсионной службы с 01.11.1996 года истцы с муниципальной службы были уволены в порядке перевода в Управление пенсионного фонда РФ по Волховскому району, которому в связи с реорганизацией комитета было передано структурное подразделение, ведающее вопросами назначения и выплаты пенсий с его штатной численностью и фондом заработной платы, в котором работали истцы. Занимая до 01.11.1996 года муниципальные должности истцы приобрели право на получение доплаты к пенсии за выслугу лет. Между тем, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию Волховского района Ленинградской области истцы получили отказ в назначении доплаты со ссылкой на то, что Положением о порядке назначения и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Волховский район" и Волховского муниципального района выплата доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, уволенным в связи с переводом, не предусмотрена. Указанный отказ в назначении доплаты к пенсии за выслугу лиц истцы считают незаконным, нарушающим их права, так как их увольнение осуществлялось в связи с реорганизацией муниципального органа.
В суде первой инстанции истцы Понарьина Н.А. и Костина В.Н. исковые требования поддержали.
Представитель Администрации Волховского района Ленинградской области ФИО 10 против удовлетворения исков возражал, указав, что Положением о порядке назначения и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Волховский район" и Волховского муниципального района выплата доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, уволенным в связи с переводом, не предусмотрена.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Волховском районе ФИО 11 возражений против удовлетворения исковых требований не представила.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области назначить Костиной В.Н. и Понарьиной Н.А. доплату к пенсии за выслугу лет за периоды работы в муниципальной должности муниципальной службы с учетом продолжительности выслуги лет и группы должности муниципальной службы на день увольнения по переводу (на -1 ноября 1996 года) с 22 июля 2011 года.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Волховского района Ленинградской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.
В обоснование указывает, что Положением о порядке назначения и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Волховский район" и Волховского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов 23.03.2006 года N 21, предусмотрено только четыре основания, для начисления выплаты доплаты за выслугу лет. Указанный перечень является исчерпывающим. Выплата доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, уволенным в связи с переводом, указанным Положением не предусмотрена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда оснований для отмены решения не усматривает.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцы Костина В.Н. и Понарьина Н.А. в настоящее время получают пенсию по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
До 01.11.1996 года трудовая деятельность истцов осуществлялась на государственных должностях комитета социальной защиты населения администрации Волховского района Ленинградской области, который на основании Постановления губернатора Ленинградской области от 27.08.1996 N 118-ПГ, рекомендаций Министерства социальной защиты населения Ленинградской области от 23.08.1996 N 744-ф, распоряжения главы администрации Волховского района Ленинградской области N 401-рк от 25.10.1996 был реорганизован с выделением из его состава отдела по назначению и выплате пенсий и создании в Ленинградской области единой пенсионной службы.
По причине реорганизации комитета истцы с 01.11.1996 года с муниципальной службы были уволены в порядке перевода в Управление Пенсионного фонда РФ по Волховскому району, которому в связи с реорганизацией комитета было передано структурное подразделение, ведающее вопросами назначения и выплаты пенсий с его штатной численностью и фондом заработной платы, в котором работали истцы.
Обратившись 22 июля 2011 года с заявлением в Администрацию Волховского района Ленинградской области о назначении доплаты к пенсии за выслугу лет как муниципальным служащим уволенным в порядке перевода по независящим от них обстоятельствам, истцы получили отказ со ссылкой на то, что Положением о порядке назначения и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Волховский район" и Волховского муниципального района выплата доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, уволенным в связи с переводом, не предусмотрена.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Областным законом Ленинградской области N 53-оз от 25.11.2002 года "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области" для государственных служащих области была введена ежемесячная доплата к государственной пенсии и определялись правила исчисления стажа государственной службы, дающего право на ее получение.
В своей первоначальной редакции данный Закон не предусматривал включение в этот стаж периода работы при увольнении с государственных должностей в связи с переводом в иную организацию.
Областным законом Ленинградской области от 08.10.2004 N 72-оз в статью 2, предусматривающую основания для назначения пенсии за выслугу лет, были внесены дополнения, в соответствии с которыми пенсия за выслугу лет назначается лицам, имеющим стаж государственной службы не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин, при увольнении с государственных должностей государственной службы Ленинградской области по основаниям увольнения по переводу в иную организацию.
Аналогичную норму содержит ст. 3 действующего в настоящее время Областного закона Ленинградской области N 34-оз "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области".
Между тем, принятое на основании ранее действовавшего Областного закона Ленинградской области N 53-оз Положение о порядке назначения и выплаты за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО "Волховский район" и Волховского муниципального района, утвержденное решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 23.03.2006 года N 21, предусматривает только четыре предусмотренных Областным законом основания, для начисления выплаты доплаты за выслугу лет.
Предусмотренное п. 7 ч. 1 ст. 3 Областного закона основание для начисления выплаты доплаты за выслугу лет в случае увольнения по переводу в иную организацию, Положение Совета депутатов Волховского муниципального района не предусматривает, в связи с чем истцам, работавшим до 01 ноября 1996 года на муниципальных должностях в органах местного самоуправления и уволенным в связи реорганизацией комитета социальной защиты в порядке перевода в Пенсионный Фонд РФ, в назначении доплаты к пенсии было отказано со ссылкой на данное Положение, в связи с чем истцы оказались в неравном положении с точки зрения объема их пенсионных прав по сравнению с теми, кто приобрел право на получение доплаты к пенсии по нормам Областного закона.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в целях соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости пришел к правомерному выводу о праве Костиной В.Н. и Понарьиной Н.А. на получение доплаты к пенсии за выслугу лет за периоды работы в муниципальной должности муниципальной службы, поскольку отказ Администрации Волховского муниципального района в назначении доплаты нарушает пенсионные права истцов.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Доводы жалобы ответчика аналогичны доводам, указанным в возражениях по заявленному иску, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку направлены на иное толкование фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу Администрации Волховского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 февраля 2012 г. N 33а-631/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)