Определение Ленинградского областного суда
от 21 февраля 2012 г. N 33а-799/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Эдвардс А.А.,
при секретаре Глазуновой Е.В.,
с участием прокурора Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Лодбалтлес" на решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года, которым удовлетворено исковое заявление Лодейнопольского городского прокурора Ленинградской области, предъявленное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ООО "Лодбалтлес" об обязании провести мероприятия участкового лесничества Лодейнопольского лесничества.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Эдвардс А.А., объяснения представителя ООО "Лодбалтлес" ФИО 8, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Комитета по природным ресурсам ленинградской области ФИО 6Н.о., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Лодейнопольский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО "Лодбалтлес" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда в квартале <данные изъяты> <данные изъяты> лесничества Лодейнопольского лесничества.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой установлено, что на территории лесного фонда, а именно в квартале <данные изъяты> лесничества Лоденопольского лесничества размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 2,5 куб. м.. Проверкой также установлено, что указанный участок находится в аренде у ООО "Лодбалтлес" по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ N/з-2008-12, заключенному между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. По мнению прокурора, ненадлежащее выполнение арендатором обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского поселения, негативно влияет на состояние природной среды и создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения. В этой связи прокурор, ссылаясь на положения ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 13 Земельного кодекса, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, лежит на ООО "Лодбалтлес.
В судебном заседании помощник Лодейнопольского городского прокурора Ленинградской области ФИО 7 исковые требования поддержала.
Представитель ООО "Лодбалтлес" ФИО 8 в судебном заседании с иском не согласился, считая, что обязанность по очистке леса от захламления в виде бытовых отходов лежит на органе местного самоуправления.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года исковые требования Лодейнопольского городского прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ООО "Лодбалтлес" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
В качестве основания для отмены судебного решения ответчик ссылался на то обстоятельство, что разрешение вопроса об организации мероприятий по ликвидации свалки входит в компетенцию органов местного самоуправления, в бюджете которого должны быть учтены расходы на совершение подобных действий.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов дела, между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО "Лодбалтлес" заключен договор аренды лесного участка N 186/З-2008-12 от 30 декабря 2008 года сроком действия договора 49 лет, предметом которого является передача в аренду участков лесного фонда общей площадью 14 480,0 га, в том числе <данные изъяты> лесничества, расположенный на территории Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области.
08.08.2011 года старшим помощником Лодейнопольского городского прокурора совместно с лесничим Свирского участкового лесничества проведено обследование территории лесных земель, в ходе которого в квартале <данные изъяты> выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 2,5 куб. м, что зафиксировано в Акте от 08.08.2011 года.
Правильно определив круг юридически значимых обстоятельств по делу, оценив в совокупности собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь требованиями закона, суд, разрешая спор, с учетом конкретных обстоятельств дела, правовой позиции ответчика, изложенной в процессе судебного разбирательства, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации имеющейся несанкционированной свалки возложена не на органы местного самоуправления, а на ООО "Лодбалтлес" как арендатора этого земельного участка.
Так, статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпункта "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам "з", "н", "с" пункта 18 договора аренды от 30 декабря 2008 года ООО "Лодбалтлес" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 5.2. Проекта освоения лесов предусматривает, что на лесном участке, переданном в аренду ООО "Лодбалтлес", в числе проектируемых мероприятий по противопожарному обустройству лесов содержится запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414).
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, применяя системное толкование вышеуказанных законоположений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому правильно возложил обязанность по ликвидации отходов потребления на ООО "Лодбалтлес". При этом, отсутствие у него финансовой возможности на проведение указанных мероприятий не может являться основанием для освобождения его от выполнения этой обязанности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не согласился с позицией представителя ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
При этом, суд первой инстанции справедливо указал на необоснованность доводов ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у администрации Янегского сельского поселения.
Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрено нормами специального законодательства, регулирующих правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в данном случае неприменимы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении ном материального права.
Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 238, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 238" имеется в виду "статья 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
определила:
решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лодбалтлес"- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 21 февраля 2012 г. N 33а-799/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)