Определение Ленинградского областного суда
от 29 февраля 2012 г. N 33а-802/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Ледяеве И.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Малыхиной Я.В. и Шумаковой И.В. на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения Малыхиной Я.В. и ее представителя - Педдер Я.О., объяснения Шумаковой И.В. и ее представителя - Варнавского Д.М. поддержавших доводы жалоб, возражения представителя администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области - Вычужаниной Е.В.,
установила:
Малыхина Я.В. (действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына - Малыхина А.О., не достигшего возраста четырнадцати лет) обратилась в Сосновоборский городской суд с заявлением о признании п. 1, 2, 3 постановления администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О реорганизации муниципального учреждения дополнительного образования детей "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика" путем присоединения к нему муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сосновоборская детская музыкальная школа" - недействующим.
Шумакова И.В. обратилась в Сосновоборский городской суд с заявлением о признании постановления администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным.
Определением суда дела по заявлениям Малыхиной Я.В. и Шумаковой И.В. объединены в одно производство.
В обоснование требований Малыхина Я.В. и Шумакова И.В. указали, что оспариваемое постановление принято без учета прав учащихся детей, создает препятствия учащимся на получение образования в МОУДОД "Сосновоборская детская музыкальная школа", решение о прекращении деятельности которого, принято без предварительного проведения экспертной оценки последствий принятого решения для обеспечения образования, а так же принято с превышением полномочий администрацией муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования.
Определением суда произведена замена заинтересованных лиц: муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУДОД) "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика" и муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУДОД) "Сосновоборская детская музыкальная школа" их правопреемниками: муниципальным бюджетным образовательного учреждения дополнительного образования детей (МБОУДОД) "Сосновоборская детская школа искусств "Балтика" и муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей (МБОУДОД) "Сосновоборская детская школа искусств" (изменение типа учреждения (бюджетное), при утверждении Уставов учреждений в октябре 2011 года).
В суде представитель заявителя Малыхиной Я.В., Шумакова И.В. и ее представитель поддержали требования по основаниям указанным в заявлениях.
Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ в суде предъявленные требования не признал.
21 декабря 2011 года Сосновоборским городским судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении заявленных Малыхиной Я.В. и Шумаковой И.В. требований.
Малыхина Я.В. и Шумакова И.В. не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подали на него апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда, обстоятельствам дела, указав в обоснование жалоб основания указанные в заявлениях.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит решение суда подлежащим отмене полностью, с принятием по делу нового решения.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Следовательно, юридическое лицо, которое присоединяется к другому лицу, прекращает свою деятельность.
В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 8 ч. 4 ст. 12 и ч. 1 ст. 34 Закона РФ "Об образовании" установлено, что к образовательным относятся учреждения дополнительного образования детей. Порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается местной администрацией муниципального образования.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в целях оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, принято решение: - реорганизовать муниципальное образовательное учреждение "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика" путем присоединения к нему муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МБОУДОД) "Сосновоборская детская музыкальная школа" (п. 1); - считать муниципальное образовательное учреждение "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика" правопреемником муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сосновоборская детская музыкальная школа", прекращающего деятельность в результате присоединения (п. 2); - определить полное наименование и юридический адрес муниципального образовательного учреждения, реорганизуемого в форме присоединения к нему муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Сосновоборская детская музыкальная школа" - муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика", <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования подписано главой администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ.
Материалами дела подтверждается, что на территории г. Сосновый Бор осуществляют свою деятельность МБОУДОД "Сосновоборская детская школа искусств "Балтика" и МБОУДОД "Сосновоборская детская школа искусств", из Уставов которых следует, что указанные учреждения созданы в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления муниципального образования Сосновоборский городской округ в области дополнительного музыкально-художественного и эстетического воспитания детей.
Решением Собрания представителей муниципального образования Сосновоборский городской округ ДД.ММ.ГГГГ N, в исполнении требований ст. 27 Устава муниципального образования Сосновоборский городской округ, утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Сосновоборский городской округ.
В соответствии с п. 11.1 указанного Положения (в редакции действовавшей на момент издания оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ N), создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и настоящим Положением. Решения о создании муниципальных учреждений, об определении предмета и целей их деятельности, об изменении типа муниципального учреждения, их реорганизации и ликвидации, принимает администрация муниципального образования по совместному представлению профильного отраслевого органа, согласованного с заместителем главы администрации, курирующего данную отрасль, и комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Согласно п. 13.3 Положения, в целях осуществления комплексного контроля за деятельностью муниципальных учреждений образуется коллегиальный межведомственный орган - наблюдательный совет муниципального образования Сосновоборский городской округ, действующий на постоянной основе. Наблюдательный совет рассматривает: соответствие деятельности муниципального учреждения его уставным задачам; - итоги финансово-экономической деятельности муниципальных учреждений; - финансово-экономические планы и программы развития муниципальных учреждений, стратегии и перспективы развития муниципальных учреждений, основные направления их деятельности; - иные вопросы, связанные с деятельностью муниципальных учреждений. Наблюдательный совет имеет право рекомендовать главе администрации муниципального образования принять решение о ликвидации, реорганизации или приватизации муниципального учреждения.
Указанные нормы Положения соответствуют принципу "сдержек и противовесов" и исключают возможность принятия главой администрации муниципального образования единоличного и произвольного решения о реорганизации муниципального учреждения, при котором одно из учреждений, являющееся учреждением дополнительного образования детей, может прекратить свою деятельность.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение о реорганизации муниципального образовательного учреждения "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика" путем присоединения к нему муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МБОУДОД) "Сосновоборская детская музыкальная школа", принято администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ, в нарушение требований п. 11.1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования Сосновоборский городской округ, а именно при отсутствии совместного представления профильного отраслевого органа, согласованного с заместителем главы администрации, курирующего данную отрасль, и комитетом по управлению муниципальным имуществом.
Так же в нарушение п. 13.3 соответствующего Положения, оспариваемое решение принято без рассмотрения наблюдательным советом муниципального образования Сосновоборский городской округ, деятельности, финансово-экономических планов и программ развития муниципальных учреждений, стратегий и перспектив развития муниципальных учреждений на территории муниципального образования, одно из которых в результате реорганизации прекращает свою деятельность.
Доказательства, подтверждающие наличие рекомендации наблюдательного совета главе администрации муниципального образования на принятие решения о реорганизации МОУДОД "Сосновоборская детская музыкально-хоровая школа "Балтика", при которой МОУДОД "Сосновоборская детская музыкальная школа" прекращает свою деятельность, отсутствуют.
Указанное подтверждает то, что оспариваемое постановление администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в части п. 1, 2 и 3 (непосредственно определяющих реорганизацию учреждения) принято с нарушением установленного на территории муниципального образования порядка принятия решений о реорганизации муниципальных учреждений (оснований, процедуры), что в свою очередь свидетельствует о его незаконности.
При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с чем, решение суда, как вынесенное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене.
Учитывая вышеизложенное судебная коллегия признает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В то же время судебная коллегия отмечает, что оспариваемое решение, при наличии доказательств подтверждающих продолжение использования объекта социальной инфраструктуры для детей по назначению (организация дополнительного образования детей), не является решением о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, что исключает необходимость проведения предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития.
Так же Уставом муниципального образования Сосновоборский городской округ и иными нормативными документами не предусмотрена необходимость получения согласия представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального образования, на реорганизацию муниципального учреждения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2011 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признать пункты 1, 2, 3 постановления администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N, незаконными.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 29 февраля 2012 г. N 33а-802/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)