Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 27 марта 2012 г. N 3053
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильинской Л.В.
судей Сухаревой С.И. и Шиловской Н.Ю
при секретаре Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 27 марта 2012 года дело N 2-315/12 по апелляционной жалобе Иванниковой Л.И. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года по иску Иванниковой Л.И. к Северо-Западному таможенному управлению о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии и общего трудового стажа неправомерным, обязании произвести перерасчет выслуги лет и общего трудового стажа с применением льготного исчисления.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения Иванниковой Л.И. и ее представителя - адвоката Ломкова А.В., представителя Северо-Западного таможенного управления Сидорова И.С., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Иванникова Л.И. обратилась в суд с иском к Северо-Западному таможенному управлению, в котором просила признать право на расчет выслуги лет для назначения пенсии и общего трудового стажа в льготном исчислении (включение указанного периода военной службы, из расчета 1 месяц за 3 месяца), признать приказ СЗТУ от 27.07.2011 года N<...> в части расчета выслуги лет и общего трудового стажа незаконным и недействующим с момента его издания, обязать внести изменения в приказ в этой части, с установлением выслуги лет в льготном исчислении 28 лет 0 месяцев 17 дней, общий трудовой стаж 48 лет 01 месяц 18 дней, обязать произвести назначение пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении 28 лет 0 месяцев 17 дней, общий трудовой стаж 48 лет 01 месяц 18 дней.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Иванникова Л.И. настаивает на отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, истица с 20.02.1995 года по 10.06.2003 года проходила военную службу в ВВ МВД РФ, а с 11.06.2003 года проходила службу в таможенных органах.
Приказом начальника СЗТУ от 27.07.2011 года N<...> истица досрочно уволена со службы по основаниям предусмотренным п/п. 8 п. 2 ст. 48 ФЗ РФ "О службе в таможенных органах" (по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах), с 15.08.2011 года, с выслугой лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии 18 лет 10 месяцев 2 дня, общим трудовым стажем 38 лет 11 месяцев 3 дня.
При этом, в выслугу лет в таможенных органах РФ, дающих право на пенсию, истице включен период прохождения ею службы в ВВ МВД РФ, предшествовавший принятию на работу в таможенные органы, в том числе период службы в ВВ МВД РФ с 01.03.1995 года по 10.10.1999 года, в который ею исполнялись служебно-боевые задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
Указанный период военной службы, согласно Решению Владикавказского гарнизонного военного суда от 14.06.2002 года, был зачтен в выслугу лет истицы при проведении исчисления выслуги лет в ВВ МВД РФ, в льготном исчислении для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы за три месяца.
В таком же льготном исчислении этого периода при установлении выслуги лет в таможенных органах истице было отказано, расчет произведен - один месяц спорного периода за один месяц.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 30.08.2004 года по гражданскому делу N 2-949/04, оставленным без изменения определением судебной коллегии Санкт-Петербургского городского суда от 05.10.2004 года, по иску Иванниковой Л.И. к СЗТУ об обязании включить указанный период в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в льготном исчислении, в удовлетворении иска отказано.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Однако такого рода дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения должна осуществляться законодателем с соблюдением Конституции Российской Федерации, в том числе гарантированного ее статьей 19 принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина, который распространяется не только на непосредственно упомянутые в тексте Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и правоохранительную службу) производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов.
Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку.
Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод (в том числе предельного возраста пребывания на службе), но и предопределяет обязанность государства - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.
Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет (статья 5 рассматриваемого Закона, статьи 4 и 5 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт "а"); вместе с тем, в порядке исключения из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба (пункт "б").
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.
Таким образом, пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей в соответствии со ст. 50 Федерального Закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 года N 114-ФЗ осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрены случаи, когда лицам, проходившим военную службу, в том числе по призыву, время службы засчитывается на льготных условиях.
Так, например, согласно п/п. "б" п. 3 Постановления в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за три месяца) время службы на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел принимали участие в этих действиях с 01 декабря 1979 года, и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах.
Вместе с тем особенности порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяются Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 103.
Подпунктом "а" п. 2 указанного Положения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в Российской Федерации", время службы (работы):
в таможенных органах в качестве сотрудников этих органов;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;
указанное в ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Пунктом 4 этого же Положения в выслугу лет, исчисленную согласно подп. "а" п. 2 указанного Положения, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 время службы (работы) засчитывается на льготных условиях:
а) один месяц службы за два месяца:
в отдаленных местностях Российской Федерации, указанных в разделе I Приложения N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 - с 21 июля 1993 года;
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при участии в оперативно-розыскной деятельности по перечню подразделений и должностей, утверждаемому председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
в высокогорных местностях на высоте 2500 метров и более над уровнем моря - с 21 июля 1993 года;
б) один месяц службы за полтора месяца:
на летной работе в авиации - на условиях, определяемых председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;
в отдаленных местностях Российской Федерации, указанных в разделе II Приложения N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 - с 21 июля 1993 года;
в высокогорных местностях на высоте 1500 метров над уровнем моря (кроме времени службы в высокогорных местностях на высоте 2500 метров и более) - с 21 июля 1993 года;
в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а в исключительных случаях и ниже - по перечню подразделений, утверждаемому председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации - с 21 июля 1993 года;
время службы (работы) при участии в оперативно-розыскной деятельности по перечню подразделений и должностей, утверждаемому председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
в) один месяц службы за один и одну треть месяца:
время службы на находящихся в строю морских и речных судах на условиях, определяемых председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
Следовательно, как обоснованно пришел к выводу суд первой инстанции, если заявленный период службы проходил в условиях, не попадающих в перечень указанных оснований, то в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет сотрудникам таможенных органов такой период засчитывается из расчета один месяц военной службы за один месяц.
При этом судом не установлено оснований для вывода о необоснованности расчета выслуги лет и общего трудового стажа выполненных ответчиком для целей предоставления истице возможности реализовать право на пенсионное обеспечение как лицу, проходившему службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющему специальное звание.
Как правильно указал суд, при желании реализовать право на пенсионное обеспечение с проведением льготного исчисления спорного периода, истица не лишена возможности избрать иной способ пенсионного обеспечения.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, а также к иному толкованию действующего законодательства и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы относительно неправомерности отказа суда в привлечении соответчиком отдела пенсионного обеспечения финансово-бухгалтерской службы Северо-Западного таможенного управления представляются необоснованными, поскольку структурное подразделение, которым является данный отдел, не наделено правоспособностью в понимании ст. 49 ГК РФ, а значит не вправе самостоятельно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято решение в отношении требований о признании права на расчет общего трудового стажа для назначения пенсии в льготном исчислении за период прохождения военной службы, являются необоснованными, поскольку в решении суда отражены выводы об отсутствии оснований для признания неверным расчета стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет сотрудникам таможенных органов из расчета один месяц военной службы за один месяц, поскольку заявленный период службы проходил в условиях, не подпадающий в перечень оснований, установленных п. 4 вышеуказанного Положения.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 27 марта 2012 г. N 3053
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)