Определение Ленинградского областного суда
от 18 апреля 2012 г. N 33а-1759/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего <данные изъяты>
судей <данные изъяты>
при секретаре <данные изъяты>
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области Иваниной Л.В. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Радковой Е.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <данные изъяты> объяснения представителя Управления Пенсионного Фона РФ по Приозерскому району по доверенности Поповой О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Радковой Е.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Радкова Е.С. обратилась в Приозерский городской суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приозерскому району Ленинградской области (далее по тексту УПФР в Приозерском районе), в котором просила обязать УПФ в Приозерском районе назначить ей трудовую пенсию по старости, с даты первоначального обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснив, что 17.10.2011 года она обратилась в УПФ в Приозерском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением УПФ РФ в Приозерском районе ... от 26.10.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на основании отсутствия требуемого специального стажа. При этом из текста указанного решения следует, что в специальный трудовой стаж не включен период работы истицы с источниками ионизирующих излучений, во время прохождения военной службы с 1992 года по 1996 год. Данное решение УПФ было обжаловано Радковой Е.С. в Отделение ПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ответ ОПФ подтверждает позицию УПФ в Приозерском районе. Считает отказ органов Пенсионного фонда РФ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истица требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что решение комиссии законно и обоснованно, поскольку истица в спорный период была военнослужащей и к ней применяется в данный период специальный закон "О статусе военнослужащих". Спорный период был зачтен в общий трудовой стаж истицы, поскольку военная служба является особым видом федеральной службы. Просила в иске отказать.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 2012 года (л.д. 77-83) исковое заявление Радковой Е.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворено.
На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области возложена обязанность назначить Радковой Е.С. досрочно трудовую пенсию по старости с 20 октября 2011 года.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области взысканы судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей 00 копеек.
В апелляционной жалобе (л.д. 85-88) начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области Иванина Л.В., выражая свое несогласие с вынесенным судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных истцом требований. В доводах жалобы указывает, что оснований для учета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода службы в Вооруженных Силах РФ с 03.04.1992 г. по 26.03.1996 г. не имеется. При этом суд необоснованно зачел указанный период в специальный стаж для назначения досрочной пенсии истице, поскольку по нормам ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих"военная служба является особым видом федеральной государственной службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Настоящее решение суда указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что выполнявшаяся Радковой Е.С. работа в период службы в войсковой части 99759 с 03.04.1992 г. по 26.03.1996 г. была непосредственно связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья и включена в утвержденный Правительством Список N 1, производств, работ, профессий должностей и показателей. При этом суд, руководствуясь ст.ст. 27,28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ч. 3 ст. 10 ФЗ " О статусе военнослужащих", пришел к выводу о том, что указанный период работы истицы подлежит зачету как в страховой стаж так и в льготный стаж для назначения досрочной пенсии, как время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываемое в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, учитывая, что указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
Между тем с данными выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Судебная коллегия находит, что суд не установил действительный характер правоотношений сторон, объем прав и обязанностей, не исследовал имеет ли место нарушение прав истицы действиями ответчика.
Как следует из материалов дела, Радкова Е.С. с 03.04.1992 г. по 26.03.1996 г. работала в войсковой части <данные изъяты> в производстве с источниками ионизирующих излучений в качестве начальника вивария, оператора испытательной команды обеспечения.
В соответствии с под.1 п. 1 ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 7 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом XXII подразделом 12201000-1754б Списка N 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, право на досрочную пенсию имеют рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10.
Однако, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 г. N 1152-О-О, военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Решение же законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О).
Исходя из изложенных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях предусмотренных Списком N 1, однако период прохождения военной службы и приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не включается, поскольку военная служба является особым видом государственной службы, а правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Кроме того, следует учитывать, что пенсия гражданам, которым назначается досрочно, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, то есть по одинаковым тарифам за всех застрахованных и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются в том числе несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что права истицы действиями ответчика не нарушены, служба в Вооруженных Силах РФ ей была обоснованно засчитана в общий трудовой стаж, а оснований для удовлетворения заявленного требования о включении в специальный стаж спорного периода, приходящегося на военную службу, и назначении ей досрочной трудовой пенсии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 21 февраля 2012 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Радковой Е.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе о назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 18 апреля 2012 г. N 33а-1759/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)