Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 24 мая 2012 г. N 33-4939/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Ильинской Л.В., Быханова А.В.
при секретаре
Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело N 2-402/12 по апелляционной жалобе ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года по иску Кривец А. Г., Кривец Т. В., Кривец М. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Полевого А., к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения на состав семьи из 4-х человек,
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А.,
Объяснения представителя истцов Кривец А.Г., Т.В., М.А. - Якимовой Т.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,
установила:
Истцы обратились с иском в Смольнинский районный суд, указывая, что Кривец А.Г. проходил военную службу по контракту, общей продолжительностью 27 лет 6 месяцев, уволен по достижении предельного возраста. Семья Кривец из 4-х человек проживает в трехкомнатной квартире на территории закрытого военного городка, с <дата> состоят на учете нуждающихся на получение государственного жилищного сертификата в Приозерской КЭЧ. Ссылаясь на то, что до сих пор не обеспечены жилым помещением, истцы просили суд обязать ответчика предоставить им единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения на состав семьи из 4-х человек.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года на ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" возложена обязанность предоставить истцам единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения на состав из 4-х человек, с учетом права на дополнительную жилую площадь, при наличии воинской должности "командир воинской части".
В апелляционной жалобе ответчик ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" просит отменить решение суда, указывая на то, что является ненадлежащим ответчиком, а также на то, что судом применена норма материального права, не подлежащая применению.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истцы проживают в служебной квартире по адресу: <адрес>, расположенной на территории закрытого военного городка.
С <дата> семья Кривец состоит на учете нуждающихся на получение государственного жилищного сертификата в Приозерской КЭЧ района.
Приказом министра Обороны РФ N... от <дата> истец Кривец А.Г. подлежит включению в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
<дата> истцы обратились в адрес ответчика с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, однако до настоящего времени данный вопрос не разрешен.
Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности о предоставлении истцам указанной выплаты на ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения".
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Приказом МО от 03 ноября 2010 года N 1455, в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, в качестве уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Свои полномочия Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 3 вышеуказанного приказа установлено, что в полномочия ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Таким образом, в соответствии существующей в настоящее время регламентацией, вопросами учета и распределения жилья вменено заниматься не органам военного управления по местам службы, а центральному уполномоченному органу Министерства обороны в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, при этом структурным подразделениям в данном случае Западное региональное управление департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ отведена роль исполнителя технической обработки поступающей информации, подготовки и переадресации документов для принятия решений непосредственно уполномоченным органом.
Кроме того, ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" было установлено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", распространяются на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как указывалось выше, семья Кривец на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления не принята, а состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на получение государственного жилищного сертификата в Приозерской КЭЧ района, т.е. имеет право на получение государственного жилищного сертификата.
Порядок и сроки формирования списков граждан на получение государственного жилищного сертификата установлен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также Приказом Министра обороны РФ от 08.11.2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных Федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы".
Учитывая, что ФГУ "Западное региональное управление жилищное обеспечение" не обладает полномочиями по предоставлению истцам единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, суд полагает необходимым отменить решение суда и отказать истцам в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 января 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Кривец А. Г., Кривец Т. В., Кривец М. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Полевого А., в удовлетворении требований к ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения на состав семьи из 4-х человек - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 мая 2012 г. N 33-4939/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)