Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 4 июня 2012 г. N 33-6948
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Смышляевой И.Ю.
судей Вашкиной Л.И. и Мелешко Н.В.
с участием прокурора Войтюк Е.И.
при секретаре Донских А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-388/12 по апелляционной жалобе ОАО "Ростелеком" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2012 года по иску прокурора Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому филиалу ОАО "Ростелеком" об обязании произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Смышляевой И.Ю., объяснения представителя ОАО "Ростелеком" - Даньшина К.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Войтюк Е.И., возражавшей против доводов жалобы.
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
ОАО "Ростелеком" действует на основании устава и положения о филиале ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" и в соответствии с лицензией осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет и является Интернет-провайдером на территории Санкт-Петербурга.
Прокуратурой Санкт-Петербурга в ходе проверки исполнения ответчиком положений законодательства РФ об ограничении доступа граждан к информации, содержащей признаки рекламы, а также пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ выявлены сайты, на которых размещена информация о способах изготовления, выращивания, культивирования наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также о возможности сбыта указанных психоактивных веществ.
Ссылаясь на то, что посещение сайтов с указанной информацией и ознакомление с их содержанием свободно для всех граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии, Прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Санкт-Петербургскому филиалу ОАО "Ростелеком" об обязании совершить определенные действия и с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просил ограничить доступ к отдельной странице сайта: <...>, в полном объеме обязать ответчика ограничить доступ к сайтам: <...>.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2012 года исковые требования Прокурора Санкт-Петербурга удовлетворены.
ОАО "Ростелеком" обязано ограничить доступ к отдельной странице сайта: <...> и в полном объеме ограничить доступ к сайтам: <...>, <...>.
С ОАО "Ростелеком" в доход города Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере ххх руб.
ОАО "Ростелеком" с решением суда не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что ОАО "Ростелеком" является в рамках выданной лицензии оператором связи и осуществляет деятельность по оказанию тематических услуг связи (Интернет-провайдером), обеспечивая абонентам и/или пользователям лишь доступ к сети Интернет, при этом не осуществляет каких-либо действий, направленных на распространение информации в сети Интернет, не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и /или пользователем при пользовании телематическими услугами связи.
Также ответчик указывает на то, что в материалах дела отсутствуют какие-либо заключения специалистов/экспертов, а также иные доказательства, позволяющее отнести какую-либо информацию, содержащуюся на Интернет-страницах, к категории запрещенной информации о наркотических веществах и психотропных средствах. В связи с чем, по мнению ответчика, вывод суда о том, что из представленных распечаток страниц Интернет-сайтов усматривается информация о способах изготовления, выращивания культивирования наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, сделан при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обозрев представленные истцом в материалы дела распечатки страниц Интернет-сайтов, установив, что на странице сайта <...>, на сайтах <...>, <...>, <...> размещена информация о способах изготовления, выращивания, культивирования наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ с указанием адресов электронной почты и других координат владельцев размещенных объявлений, доступ к указанным сайтам не ограничен, сайты свободны к посещению пользователями, принимая во внимание, что ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ доказательств обратного не представлено, учитывая, что ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на основании лицензии N... вправе осуществлять соединение с сетью Интернет физических и юридических лиц, пришел к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и наличии оснований для возложения на ответчика обязанности ограничить доступ к информации, размещенной на указанной странице сайта и Интернет-сайтах.
При этом доводы ответчика о том, что надлежащими ответчиками по делу являются лица, непосредственно распространяющие запрещенную информацию в сети Интернет, то есть владельцы данных интернет-сайтов, а не оператор связи, имеющий лицензию на оказание телематических услуг, признаны судом несостоятельными, поскольку, как указал суд, администратор Интернет-сайтов, коим является ОАО "Ростелеком", должен самостоятельно изыскивать способы и средства для отслеживания информации, размещенной на сайтах.
Также суд указал на то, что прокуратурой Санкт-Петербурга не ставится вопрос о привлечении ОАО "Ростелеком" к какому-либо виду ответственности, вопрос заключается в создании условий, при которых бы граждане, пользующиеся услугами по доступу к сети Интернет, не имели возможности посетить определенные сайты и воспользоваться информацией по изготовлению и приобретению наркотических средств.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст. 9 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
Исходя из положений ст. 1, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки. Указанный перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 названного Федерального закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципе приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Согласно ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В силу положений ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 27.07.2006 года N 153-ФЗ) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в соответствии с п. 12. ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензии N... и в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 года N 575.
В силу п. 26 названных Правил оказания телематических услуг связи ОАО "Ростелеком" обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Поскольку на странице сайта <...>, а также на сайтах <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, об ограничении доступа к которым просит прокурор, содержится информация, содействующая производству и дальнейшему обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, имеются адреса электронной почты и другие координаты владельцев размещенных на сайтах объявлений, на сайтах содержатся сведения о методике получения из лекарственных препаратов, применяемых для лечения простудных и других заболеваний, наркотических средств, при этом ответчиком не опровергнуто, что ОАО "Ростелеком", осуществляющее деятельность по оказанию телематических услуг, имеет техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам, вывод суда первой инстанции о правомерности заявленных прокурором требований и необходимости обязания ответчика ограничить доступ к информации, содержащейся на сайтах, является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Ростелеком" не является обладателем информации, расположенной на Интернет-сайтах, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку указанный довод не имеет отношения к требованиям об ограничении передачи информации. ОАО "Ростелеком", предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, ответчик в силу закона должен принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайтам и страницам Интернет-сайтов, содержащих информацию, содействующую производству и дальнейшему обороту наркотического средства, психотропных и сильнодействующих веществ.
Ограничение доступа возможно, в том числе путем блокирования соответствующих запросов от абонентов к ДНС-серверу ответчика, а также путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу Интернет сайтов на пограничных маршрутизаторах.
Судебная коллегия, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, считает, что суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке; нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-петербургского городского суда
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 4 июня 2012 г. N 33-6948
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)