Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 июня 2012 г. N 33-7233/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Кудасовой Т.А.
Судей
Быханова А.В.
Сухаревой С.И.
При секретаре
Ю.
рассмотрела в судебном заседании 07 июня 2011 года дело N 2-1525/12 по апелляционной жалобе Масленкова М. Я. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2012 года заявлению Масленкова М. Я. об оспаривании действий (бездействий) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А.
объяснения заявителя Масленкова М.Я., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра - Александровой О.С., возражавшей против доводов жалобы,
определила:
Заявитель обратился в Московский районный суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра, указывая, что в июле 2004 года он приобрел в СНТ "Поркузи" <адрес> земельный участок N... с находящимся на нем садовым домом. В 2007 году были приобретены соседние участки N..., но после их межевания выяснилось наложение границ данных земельных участков с участком N..., принадлежащих истцу. В связи с необходимостью устранения несоответствий в кадастровых планах на земельные участки, заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении соответствующих изменений в кадастр, однако мотивированного ответа не получил.
<дата> Масленков М.Я. снова обратился в Управление Росреестра и письмом от <дата> ему сообщили, что нарушений в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельных участках N..., N... и N... не выявлено.
Заявитель указывает, что данное решение в форме письма является незаконным, просит суд:
1. Признать решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, содержащееся в письме от <дата> N...-ВФ незаконным и нарушающим права заявителя на объективное рассмотрение обращений, получение по ним достоверной информации, ответов по существу поставленных вопросов, а также на получение мер по защите и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов.
2. Обязать Росреестр предоставить заявителю следующую официальную информацию:
2.1. Какому документу в настоящее время (ранее это был "Проект организации и застройки территории СНТ "Поркузи"") соответствуют кадастровые данные территории садоводства и земельных участков его членов (с указанием наименования документа, кем утвержден и согласован, даты утверждения, места хранения и архивного номера).
2.2. На каком основании, кем и когда (и почему без какого-либо согласования с Правлением садоводства) были существенно изменены конфигурации, линейные размеры и площади участков 213-220, и на каком основании эти данные были занесены в Кадастр.
3. Обязать Росреестр в соответствии с "Положением о контроле за проведением землеустройства" (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1061), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 года N 689 "О государственном земельном контроле", Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю (утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 N 254), Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457), образовать соответствующие комиссии и провести в установленном законодательством порядке экспертизу землеустроительной документации и выездной контроль на местности за соблюдением порядка проведения землеустройства и соблюдением земельного законодательства по изложенным в обращениях заявителя фактам, с его непосредственным участием и документальным оформлением результатов проверок.
4. Обязать Росреестр во исполнение возложенных на него Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии полномочий по организации и проведению комплексных, тематических и контрольных проверок своих территориальных органов и подведомственных учреждений, образовать комиссию Росреестра и провести в установленном законодательством порядке проверку соблюдения Управлением Росреестра по Ленинградской области порядка проверки проведения землеустройства и соблюдения земельного законодательства, а также порядка принятия решений и совершения определенных действий, установленных нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), по изложенным в обращениях заявителя фактам, с его непосредственным участием и документальным оформлением результатов проверки.
5. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и во исполнение пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2, вынести руководителю Росреестра частное определение о принятии мер дисциплинарного наказания в отношении должностных лиц Росреестра, виновных в нарушениях установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
6. В соответствии с "Положением о контроле за проведением землеустройства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 года N 689 "О государственном земельном контроле", Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, а также во исполнение статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2, вынести руководителю Росреестра частное определение о ненадлежащем исполнении государственных функций по ведению кадастров объектов недвижимости, контроля за проведением землеустройства и контроля за соблюдением земельного законодательства подведомственными Росреестру территориальными подразделениями -Управлением Росреестра по Ленинградской области и ФБУ "Кадастровая палата Ленинградской области".
7. Учитывая, что за нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан законодатель предусматривает штрафные санкции в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а также в соответствии с пунктом 3.5.4 и 3.5.5 Административного регламента "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок", с учетом неоднократности данного нарушения и принципиально высокой значимости данного обстоятельства для существа дела, взыскать с Управления Росреестра в пользу Масленкова М.Я. компенсацию причиненного морального вреда в сумме <...> рублей.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2012 года в удовлетворении заявленных Масленковым М.Я. требований отказано.
В апелляционной жалобе заявителем Масленковым М.Я. ставится вопрос об отмене решения суда, как неправильного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, отвечающего требованиям закона и основанного на всем объеме представленных по делу доказательств.
По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем судопроизводство по заявлению Масленкова М.Я. должно осуществляться по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Принимая во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции было установлено, что <дата> заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлениям, в котором высказал несогласие с полученным ответом Росреестра от <дата> по вопросам несоответствия сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках, согласно уведомлению указанный запрос был получен Управлением <дата>.
<дата> Управление направило заявителю ответ на его заявление.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Приказа Минэкономразвития РФ от 16.08.2011 г., ФЗ от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", подробно исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что нарушение срока, установленного для дачи ответа, было незначительным (ответ направлен <дата> в понедельник, а должен быть направлен <дата> в пятницу); на заявление был дан ясный, полный и мотивированный ответ, доказательств обратного заявителем в ходе рассмотрения дела представлено не было.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Кроме того, доводы жалобы направлены на неверное толкование норм действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, выводы суда мотивированы и изложены в судебном постановлении. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт - Петербурга от 13 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 июня 2012 г. N 33-7233/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)