Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 февраля 2012 г. N 33-2604
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Мелешко Н.В.,
судей
Вашкиной Л.И.,
Белисовой О.В.,
при секретаре
Донских А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 февраля 2012 г. дело N 2-4162/11 по кассационной жалобе Горшковой Л. В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 г. по делу по Горшковой Л. В. к Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о признании отказа в постановке на учет незаконным, обязании поставить на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) в 2011 году.
Дело рассмотрено судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), на основании ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" N 353-ФЗ от 9 декабря 2010 г.
Заслушав доклад судьи Мелешко Н.В, объяснения истца Горшковой Л.В., представителя истца Горшковой Л.В. Тоток В.А., представителя Администрации Фрунзенского района Музыка И.Д., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-петербургского городского суда,
установила:
Горшкова Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, ссылаясь на то, что она относится к категории граждан выехавших из районов Крайнего Севера и имеет право на жилищные субсидии в силу ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера им приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. Горшкова Л.В. <дата> обратилась в Администрацию Фрунзенского района с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г.г. Письмом от <дата> Администрация Фрунзенского района отказала в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях со льготой "Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Истец полагала данный отказ неправильным, просила признать незаконным отказ Администрации Фрунзенского района N... от <дата> в постановке на учет в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) путем выдачи государственного жилищного сертификата, обязать Администрацию Фрунзенского района в течение десяти дней поставить её на учет в качестве гражданина, имеющего право в 2011 г. на получение жилищной субсидии (социальной выплаты), выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, внести её в списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) в 2011 г., также просила взыскать в ее пользу с Администрации Фрунзенского района компенсацию морального вреда в размере <...> руб., сумму почтовых расходов в размере <...>, оплату за представленную информацию об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений в сумме <...>, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 г. в удовлетворении иска Горшковой Л.В. отказано.
Горшкова Л.В. в кассационной жалобе просит отменить решение суда от 1 декабря 2011 г. как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, заслушав мнение явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что решением Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от <дата> N... Горшковой Л.В. отказано в постановке на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В обоснование данного отказа администрация ссылалась на то обстоятельство, что заявительница зарегистрирована совместно со своим сыном Т. в квартире общей площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, на каждого из зарегистрированных в данной квартире лиц (заявительницу и ее сына) приходится по <...> кв. м жилой площади, а потому Горшкова Л.В. не подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
По этим же основанием письмом от <дата> N... Горшковой Л.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях со льготой "Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Фрунзенский районный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности оспариваемого Горшковой Л.В. отказа администрации во включении ее в реестр граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата в 2010 году, и счел обоснованными доводы Администрации об обеспеченности Горшковой Л.В. жилой площадью и отсутствии оснований для признания ее нуждающейся в жилых помещениях по следующим основаниям.
На основании ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25 октября 2002 г. (в ред. от 17 июля 2011 г.) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу подпункта "з" пункта 5 и пункта 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года; применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Таким образом, порядок определения нуждаемости в улучшении жилищных условий данным законом не предусмотрен, в связи с чем, судебная коллегия считает правомерной и соответствующей законодательству Российской Федерации ссылку суда первой инстанции на порядок, предусмотренный законодательством Санкт-Петербурга.
На основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ признание граждан нуждающимися в жилье является одним из условий заключения с ними договора социального найма жилого помещения. Основаниями для такого признания служат: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя, обеспеченность жильем менее учетной нормы.
В силу ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 г. (в ред. от 10 мая 2011 г.) учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Согласно характеристике жилого помещения <адрес> принадлежит на праве собственности Т., в квартире зарегистрированы собственник Т. и в качестве матери собственника Горшкова Л.В., квартира имеет общую площадь <...> кв. м. Соответственно на каждого проживающего приходится по <...> кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Истец в судебном заседании судебной коллегии пояснила, что вселена в жилое помещение в качестве члена семьи собственника - его матери. Истцом не представлено доказательств в подтверждение обстоятельств, по которым она не могла быть признана членом семьи своего сына. В связи с этим, отсутствуют основания полагать, что у Горшковой Л.В. отсутствует право пользования квартирой, принадлежащей ее сыну в соответствии с частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Т. и Горшковой Л.В. имеется устное соглашение о порядке пользования квартирой, в соответствии с которым Т. несет расходы по оплате коммунальных платежей, Горшкова Л.В. не несет ответственности по обязательствам, вытекающим из права пользования жилым помещением, судебная коллегия считает, что подтверждают вывод суда первой инстанции о том, что Горшкова Л.В. является членом семьи собственника и обладает правом пользования жилым помещением сына, поскольку собственник взял на себя беремя расходов за члена своей семьи.
То обстоятельство, что Т. проживает по спорному адресу со С., с которой составляет единую семью, не имеет правового значения для разрешения данного спора, так как Т. в зарегистрированном браке со С. не состоит, по спорному адресу она не зарегистрирована, право пользования указанной квартирой как член семьи собственника не приобрела.
Таким образом, так как заявительница зарегистрирована совместно со своим сыном Т. в отдельной однокомнатной квартире общей площадью <...> кв. м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, при этом на каждого из зарегистрированных в данной квартире лиц (заявительницу и ее сына) приходится по <...> кв. м общей площади указанного жилого помещения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания для признания Горшковой Л.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Поскольку Горшкова Л.В. является членом семьи собственника, не имеется оснований считать, что у неё отсутствует жилье. В связи с чем, Горшкова Л.В. не может быть отнесена к категории лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий, установленных ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" N 125-ФЗ от 25 октября 2002 г.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, поскольку сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" N 353-ФЗ от 9 декабря 2010 г., судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 1 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22 февраля 2012 г. N 33-2604
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)